Спрос на толстолистовую сталь четко отражает реальную ситуацию в экономике



Галина Резник
Спрос на толстолистовую сталь всегда четко отражает реальную ситуацию в экономике: материал используется в строительстве и тяжелом машиностроении, а изменение уровня активности в этих отраслях служит важным признаком появления новых тенденций. Так, углубление спада на европейском рынке указывает на отсутствие среднесрочных перспектив в экономике региона, а расширение продаж толстолистовой стали в Азии – на восстановление судостроительной отрасли.
Напрягая зрение
Хотя политические лидеры ЕС утверждают, что экономика региона уже находится на пути к восстановлению, невооруженным глазом признаков улучшения пока усмотреть не удается. Деловая активность в ключевых потребляющих сталь отраслях сократилась в 2012 году на 4%, и в первом квартале эта тенденция получила дальнейшее развитие. Бизнес-климат в регионе остается весьма неблагоприятным, а главный фактор сдерживания деловой активности – неопределенность.
Правда, эксперты Eurofer говорят, что до конца прошлого года предпринимательская активность в машиностроительном секторе была стабильной. Однако это относится главным образом к странам, ориентированным на экспорт конкурентоспособной продукции за пределы региона, у которых прирост ВВП все еще остается положительной величиной. При этом большой объем невыполненных заказов смягчал торможение спроса на оборудование. Тем не менее статистика за первый квартал указывает на ухудшение деловой конъюнктуры.
Хотя в последние месяцы ожидания в промышленности стали несколько более оптимистичными, это не оказало положительного влияния на спрос на средства производства. Наоборот, все индикаторы указывают, что в текущем году корпоративные инвестиции продолжают сокращаться. Более того, судя по данным последних обзоров, спрос на европейский экспорт оказался ниже, чем ожидалось в последние месяцы. Наконец, более медленное поступление новых заказов привело к изрядному сокращению объема работ, поскольку запас предыдущих уже исчерпывается. В результате, загрузка мощностей в секторе начинает снижаться – годовой спад объемов производства в первом квартале составил 3%, а в машиностроительных отраслях Германии, Швеции и Польши зарегистрирован довольно резкий спад деловой активности.
Сохраняются серьезные проблемы и в строительном секторе: в первом квартале предпринимательская активность снизалась на 5%. В большинстве стран ЕС этот спад был обусловлен в определенной мере затянувшимся периодом плохой погоды, но главные факторы, негативно повлиявшие на инвестиции в строительство, остались те же, что и в 2012 году. Комбинация правительственных мер жесткой экономии с неопределенностью и ограничениями финансирования привела к масштабному сокращению количества частных и государственных проектов. Фактически, эти причины обусловили снижение активности во всех отраслях, потребляющих стальную продукцию.
Особые проблемы наблюдаются на рынке толстолистовой стали. Падение спроса вынуждает производителей сокращать выпуск, а некоторые компании и вовсе останавливают производство. В частности, так поступают российские корпорации, которые в прошлом десятилетии сумели захватить плацдармы на рынке ЕС. Так, EVRAZ Europe – созданное в 2012 году подразделение EVRAZ – вынуждено было в апреле остановить производство в Чехии на заводе EVRAZ Vitkovice Steel (755 тыс. тонн толстолистовой стали в год). В пресс-релизе компании это объясняется низким спросом на европейском рынке. Кстати, в июне прекратил выпуск этой продукции и Западносибирский меткомбинат группы в России. Сокращает производство толстого листа и европейское подразделение НЛМК – NLMK Plate Business, в которое входят заводы Clabecq, Verona и Dansteel. Ожидается, что слабый спрос и неопределенность сохранятся в обозримом будущем.
Хотя европейские эксперты полагают, что, начиная со второго квартала, развитие негативных проблем замедлится, низкий спрос продолжит оказывать давление на потребляющие сталь отрасли, а оживление экспорта возможно не ранее чем во втором полугодии. Однако в Eurofer надеются, что в четвертом квартале потребление оживится, и это приведет к первому за два года небольшому приросту деловой активности. Тем не менее, по прогнозу Ассоциации, в целом за 2013 год активность снизится на 1,5%, а более серьезные надежды сталелитейные компании возлагают на 2014 год.
Экономисты ожидают, что в 2014 году начнется постепенное восстановление экономики ЕС. Если эти прогнозы оправдаются, возобновятся инвестиции в потребляющих отраслях и спрос на сталь начнет восстанавливаться. Правда, основные надежды на обращение тенденций в сфере деловой активности связаны все же не с восстановлением внутреннего рынка, а с оживлением спроса на европейский экспорт со стороны третьих стран. Эксперты Eurofer считают, что внутренний спрос останется вялым из-за низкой уверенности в промышленности и затрудненного доступа к финансированию.
Азиатский просвет
В первые пять месяцев текущего года спад в судостроении и строительстве оказывал сильное давление на рынок толстолистовой стали. Поэтому в первом квартале текущего года годовой спад объемов производства в Южной Корее составил 23% – Posco и Dongkuk Steel Mill сократили выпуск толстого листа до 2,14 млн тонн. Их примеру последовали и китайские компании: с января по март они произвели 1,74 млн тонн судостроительной стали (годовой спад составил 39,6%). Хотя в мае появились первые признаки, указывающие, что цены достигли дна, спрос оставался на низком уровне.
Тем не менее в июне производители сообщили о появлении новых заказов. В начале текущего года китайские верфи выиграли ряд тендеров на строительство плавучих установок для глубоководного бурения, полупогружных буровых платформ и платформ с самоподъемным основанием. Кроме того, в Китае растет спрос на танкеры LNG, и судостроители рассчитывают на рост объема заказов в этом сегменте рынка. Хотя рынок торговых судов пребывает в рецессии, отраслевые эксперты предсказывают некоторое повышение спроса в сегментах специальных судов, глубоководных рыболовных танкеров, патрульных и крупных прибрежных судов.
Корейские аналитики тоже предлагают оптимистичные прогнозы. Эксперты Woori Investment & Securities усматривают признаки восстановления на рынке торговых судов. Кроме того, они уверены, что уже во втором полугодии увеличится число новых заказов на буровые установки. В сообщении аналитиков фирмы указано, что за первые четыре месяца текущего года объем заказов на торговые суда увеличился на 71,9% (по дедвейту), оборот торговли подержанными судами увеличился на 32,6%. Кроме того, растет спрос на мелкие и среднего размера суда, а также – на экологически толерантные и топливно-эффективные. По мнению этих экспертов, в сегменте крупнотоннажных судов рост числа заказов сдерживается депрессией на рынке морских перевозок, но его восстановление уже не за горами, и корейские судостроители, владеющие топливно-экономичными технологиями, имеют неплохие шансы на получение заказов. Кроме того, несмотря на неопределенность в отношении мировых цен на энергоносители, спрос на низкозатратные морские добывающие мощности будет расти.
В Японии тоже склонны к оптимизму. Так, Steel First цитирует слова крупного чиновника из министерства чугуна и стали: "Спрос на сталь в строительстве постепенно восстанавливается, причем не только в сфере восстановительных работ, а и в сегменте нового жилья. Ожидается также рост экспорта в связи с ослаблением йены". Правда, с экспортом японцам придется проявлять большую осторожность – протекционистские настроения сейчас весьма сильны. Во всяком случае, тайваньская China Steel уже подумывает о возбуждении антидемпингового расследования… Тем не менее прогресс налицо. И это – без учета заказов судоверфей.
Рост заказов на новые суда отмечают все три крупнейшие судостроительные державы – Корея, Китай и Япония, которые совместно контролируют 90% мирового судостроительного рынка. По сравнению с первым кварталом прошлого года объем новых заказов увеличился в 2,4 раза.
Правда, есть и ложка дегтя – контракты заключались по ценам, которые едва покрывают расходы. Например, China Shipping (Group) Company, которая недавно разместила заказ на крупнейшие в мире контейнеровозы в Корее у Hyundai Heavy Industries, заявила, что цены на суда уже достигли дна. Тем не менее стоимость судов из этого заказа на 20-30% ниже, чем на сверхкрупные контейнеровозы, которые Maersk заказала Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering два года назад.
Это означает, что до настоящего восстановления еще довольно далеко. Соответственно, цены на судовой лист вырастут еще не скоро. Тем более что и предложение будет расти: китайцы склонны не сокращать производство, а наращивать его, особенно – в надежде на повышение спроса.

Минпром
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_2409.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru