Турция – второй по объемам покупатель отечественных товаров, и Украина может создать с ней зону свободной торговли уже в 2014 году. Но переговоры идут непросто, и под изъятия из упрощенного режима могут попасть украинские металлургия и легпром. Тем не менее за счет ЗСТ экспорт в Турцию способен вырасти примерно в 1,5 раза уже в первые годы торговой либерализации.
В июне посол Турции в Украине Мехмет Самсар заявил, что подписание соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ) между двумя странами возможно уже этой осенью. По словам дипломата, турецкая сторона постарается, чтобы соглашение было подписано в ходе осеннего визита в страну Президента Виктора Януковича. "Заявленный на уровне глав государств как стратегический, этот договор уже имеет знаковые подвижки. Например, это – взаимная либерализация визового режима. Однако у нашей торговли есть большой нереализованный потенциал, и текущий товарооборот не отражает реальных возможностей сотрудничества. При этом Украина очень быстро развивается, и для инвестирования привлекательны направления ее экономики, такие как ИТ, АПК, ТЭК, а также индустриальные парки. Мы верим, что Черное море – не препятствие для конструктивного взаимодействия", – заявил посол.
Что мы можем в экспорте
Действительно, Турция – вторая страна мира (после России) по потреблению отечественных товаров, которое в 2012 году составило 3,685 млрд долл. Это всего на 1,7% меньше, чем в 2011. Таким образом, на турецком направлении позиции украинских поставщиков сохраняются. Причем безоговорочно лидирует в экспорте подгруппа 72 УКТ ВЭД "Черные металлы": 54% стоимости поставок в страну, или 1,991 млрд долл. Это на 6,4% больше, чем годом ранее, что особенно важно на фоне сжатия экспортных рынков.
Отраслевой эксперт Владимир Пиковский замечает, что еще год назад перспективы металлоэкспорта в Турцию оценивались довольно пессимистично. Так, если до кризиса эта страна была одним из главных направлений поставок металла из Украины (в т.ч. 10-12% экспорта листа), то в последние 5 лет объем продаж значительно упал. Скажем, в 2007 году на турецком рынке реализовано 2,3 млн тонн отечественного листового проката, а в 2011 эта цифра сократилась до 1 млн тонн. Это произошло ввиду активного развития собственной металлургии в стране: только в 2006-2010 годах запущено новых метмощностей на 12 млн тонн. В минувшем году выплавка стали достигла 36 млн тонн, а в 2015 ожидается 40 млн тонн.
Тем не менее украинским металлургам удалось переломить негативный тренд: если в 2010 они продали туркам 3,16 млн тонн металла, то в 2011 – уже 3,9 млн тонн, а в 2012 – 4,9 млн тонн, что является максимумом за последние 5 полных лет. В.Пиковский объясняет рост экспорта увеличением закупок полуфабрикатов, особенно заготовки, и допускает дальнейшее развитие поставок в этом сегменте в нынешнем году. В то же время экспорт листа в 2012 остался на уровне предшествующего года (1,9 млн тонн).
Может ли ЗСТ помочь металлопоставкам в Турцию? В.Пиковский опасается, что металл станет одним из исключений из режима свободной торговли, так как турки не скрывают: металлургия становится одной из основ экономической независимости страны, поэтому Анкара продолжает развивать отрасль и замещать импорт. "Впрочем, вопреки прошлогодним ожиданиям металлоэкспорт на данном направлении растет. Это ведь нужно самим туркам, которые используют наши полуфабрикаты в своей развивающейся металлургии", – комментирует аналитик.
Экономист Виталий Кулик дополняет список возможных изъятий товарами легкой промышленности. Зато есть позитивные перспективы по металлургическому сырью, которое вряд ли будет вынуто из формата ЗСТ. Так, южный сосед по Черному морю увеличивает закупки ЖРС в Украине, которые в 2012 выросли на 11,2%, до 611,6 тыс. тонн, а уже в следующем году могут возрости до 1,5-2 млн тонн (также см. статью "Между капельками"). Кроме того, Турция – традиционный потребитель отечественного стального лома: в прошлом году на эту страну пришлось 93,8% металлоломного экспорта в деньгах, или 143,6 млн долл. Правда, это на 44,7% меньше, чем годом ранее, что специалисты связывают с ограничениями экспорта. "Если с помощью ЗСТ украинским ломозаготовителям совместно с турецкими покупателями удастся каким-то образом обойти экспортные барьеры, то поставки лома в Турцию способны вырасти в 2-2,5 раза. Это заметно усилит дефицитность внутреннего рынка лома", – полагает В.Кулик.
Директор центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос добавляет и машиностроение в перечень направлений, перспективных для экспорта в Турцию: "Наши машины и оборудование привлекательны по соотношению "цена-качество" и пользуются спросом на турецком рынке. Это касается строительной, промышленной и другой техники. Да, пока что соответствующие товарные подгруппы занимают небольшую долю в структуре поставок в данную страну, но эта ситуация может измениться. С запуском ЗСТ страны усилят сотрудничество в энергетике, в т.ч. возможно подписание договора о пропуске танкеров со сжиженным газом через Проливы". Отметим, в конце весны И.Прасолов заявил, что с Анкарой идут переговоры о сотрудничестве в развитии турецких железных дорог и в создании страной собственных самолетов средней авиации. И в той, и в другой областях у Украины есть большой опыт, насчитывающий не одно десятилетие. Явно не зря сказал посол Турции и об индустриальных парках, работа которых законодательно возобновлена в Украине в 2012 году.
Не только торговля
Что касается импорта из Турции, продолжает В. Кулик, то это во многом тот самый легпром (21,6% всех поставок в стоимостном выражении), различные плоды (12,5%), а также бытовая техника. Неудивительно, что возможные изъятия из ЗСТ со стороны Киева – это как раз одежда, обувь, быттехника, констатирует В.Кулик: "В частности, по бытовым машинам очень сильно давление внутренних лоббистов, которые стремятся предотвратить возможный наплыв и без того сильного на нашем рынке турецкого импорта. С другой стороны, импортный бизнес заинтересован снижать для себя себестоимость импорта, исключив лишние таможенные сборы. Поэтому, несмотря на изъятия и ограничения, с запуском свободной торговли ежегодный импорт из Турции может увеличиться с менее чем 2 млрд долл. 2012 году до 2,5-3 млрд долл., экспорт – до 4,5-5 млрд долл. И если в минувшем году положительное сальдо достигло почти 1,6 млрд долл., то впоследствии может составить 2-2,5 млрд долл.".
А глава Минэкономразвития Игорь Прасолов весной напомнил, что ЗСТ стимулирует не только торговлю, но и взаимные инвестиции. По данным министра, в 2012 году наблюдался прирост турецких инвестиций, и на 1 января сего года их размер достиг 189,4 млн долл. Однако посол Украины в Турции Сергей Корсунский обращает внимание, что реальный объем вложений – не менее 2 млрд долл.: "Так, одна только компания Turkcell вложила в нашу страну более 1 млрд долл. – "Астелит", ТМ life:). Дело в том, что далеко не все турецкие инвестиции идут де-юре именно из Турции, заметная часть приходит через предприятия, зарегистрированные в Евросоюзе, и мы их регистрируем как европейские".
Эксперты считают, что создание ЗСТ даст толчок росту турецких капиталовложений как минимум до 3-3,5 млрд долл., при этом привлекательными сферами будут строительство (включая автодорожное), телекоммуникации, продажа и производство различных товаров народного потребления. "Так, если турки смогут по упрощенной схеме поставлять к нам сырье и комплектующие, то им будет выгодно выпускать у нас готовую продукцию – и не только не платить за нее таможенных сборов, но и минимизировать транспортное плечо. Приближение производственных мощностей к потребителю – один из известных факторов конкурентоспособности, и упрощение торговых режимов с турками может побудить их к открытию новых заводов на нашей земле. К примеру, если турецкие строители расширят присутствие на отечественном рынке, то в страну могут прийти и их соотечественники – поставщики стройматериалов, в т.ч. со своими производственными площадками", – допускает В. Кулик.
Не хотелось бы, чтобы эти перспективы наткнулись на новые препятствия. Как известно, в ответ на введение Киевом специальных пошлин на ввоз автомашин Анкара в рамках норм ВТО зарезервировала за собой право с 12 июля 2013 года обложить 23% пошлиной поставки украинских грецких орехов. Пока что Кабмин надеется отговорить турецкую сторону от этого, сообщает МинПрому правительственный уполномоченный по вопросам европейской интеграции Валерий Пятницкий: "Я не думаю, что эта норма будет прямо применена. Мы находимся в диалоге, и я надеюсь на конструктивное решение вопроса".
Если же говорить о продолжающихся в стране протестах, то они вряд ли как-то повлияют на ее экономическую политику, полагает В.Кулик. Турция настроена победить замедление экономического роста, начавшееся с кризисом. Так, если в 2003-2007 годах национальный ВВП увеличивался в среднем на 7%, то в 2009 экономика упала на 4,8%. В 2010 году произошло восстановление сразу на 9,2%, но затем его темпы ослабевали: в 2011 – 8,8%, а в прошлом году – 2,2%.
Руководство намерено поддерживать экономику за счет как внутреннего рынка, так и экспорта, и Всемирный банк ожидает, что в 2013 году рост ВВП страны ускорится до 3,6%, в 2014 – до 4,5%, в 2015 – до 4,7%. А председатель Берлинской торгово-промышленной палаты Эрик Швайтцер и вовсе считает, что Турция в обозримой перспективе может войти в десятку крупнейших экономик мира и стать европейским Китаем, в т.ч. за счет капиталовложений в строительство и ИТ.
"А это означает расширение возможностей Украины – по товарным поставкам на турецкие рынки, по участию там в масштабных проектах развития (включая инфраструктуру) и по привлечению турецких инвестиций. К сожалению, мировая практика показывает, что от формального создания до реального запуска ЗСТ может пройти 2-3 года, как это видно на примере свободной торговли в рамках СНГ или тяжелых переговоров по ЗСТ "США-ЕС". Но при конструктивной позиции обеих сторон столь долгого срока не будет, и торговля с Анкарой может быть либерализована уже в 2014 году, в унисон с запуском нашего аналогичного формата с Брюсселем", – заключает В.Кулик.
Максим Полевой