Максим Белов
Крупнейшие стальные компании страны ведут отчаянную борьбу за выживание, вступив в самый драматичный период в своей истории. Решение проблем Ilva и Lucchini является вызовом и для «Плана Таяни», который либо докажет жизнеспособность, либо умрет вместе со столпами итальянской черной металлургии.
На минувшей неделе лидеры итальянских профсоюзов обратились к правительству с предложением принять ряд мер, способствующих оздоровлению отрасли. Одним из таких шагов может стать создание производственного альянса между двумя крупнейшими сталепроизводителями - Ilva и Lucchini. Lucchini может организовать производство полуфабрикатов, которые будут поставляться на Ilva, испытывающую дефицит стали после закрытия части мощностей.
План поддержали в Marcegaglia, гендиректор которой Антонио Марчегалья заявил, что «с технической точки зрения план может сработать, ведь ранее Lucchini уже поставляла полуфабрикаты на Ilva». С другой стороны, говорит Марчегалья, «необходимо учитывать, целесообразно ли это экономически и соответствует ли рыночным условиям..». Немаловажен и технический фактор – ведь предприятие в Пьомбино выпускает длинномеры, в то время как в Таранто – плоский прокат.
В профсоюзах резонно отмечают, что «европейские металлурги только и ждут смерти заводов Piombino и Taranto, чтобы украсть их клиентов». Сейчас многие потребители в Италии, в т.ч., клиенты Ilva и Lucchini, вынуждены восполнять нехватку продукции за счет импорта. За 4 месяца 2013 г. импорт метпродукции из не входящих в ЕС стран вырос на 40%, до 2,642 млн. т, в т.ч., ввоз листа почти удвоился – до 1,35 млн. т.
Решение вопроса об интеграции Ilva и Lucchini - в руках правительства, которое управляет обеими компаниями через «антикризисных комиссаров». Внешним администратором Ilva является Энрико Бонди, Lucchini – Пьеро Нарди. Именно им предстоит определить, является ли такое сотрудничество возможным.
Проблемы Ilva и Lucchini (а это больше половины стали и проката в стране), дестабилизировали итальянскую черную металлургию. Дело не только в снижении производства, речь идет о 25-30 тысяч прямых и косвенных рабочих мест. Это также рост затрат на импортный прокат, которые лягут на себестоимость итальянской машиностроительной продукции. Антонио Гоцци, глава ассоциации производителей стали Federacciai, оценивает увеличение расходов для местных производителей до ? 5 млрд. в год, что приведет ряд компаний к банкротству. Влияние кризиса в стальной отрасли на итальянский сектор инфраструктуры, строительства и автомобилестроения также будет ощутимым.
Именно поэтому правительство контролирует ситуацию на Ilva и Lucchini, ставя задачу сохранить эти заводы, пусть даже ценой частичного сокращения мощностей. Особенно это важно для менее развитого юга Италии, где и так остры проблемы занятости.
А ведь еще 5 лет итальянская стальная отрасль была одной из самых динамичных и инвестиционно привлекательных в ЕС. Максимальный в последние 10 лет уровень производства был зафиксирован в 2006 г. – 31,6 млн. т, потребления – 37 млн. т в 2007 г. По уровню потребления на душу населения (500 кг в год), страна входила в Топ-10 в мире. С емким внутренним рынком готовой продукции и полуфабрикатов, Италия выступала крупным нетто-импортером полуфабрикатов и плоского проката, и нетто-экспортером сортового проката.
В 2012 г. потребление стали в Италии упало на 20%, до 21,7 млн. т, производство – на 5%, до 27,3 млн. т. В нынешнем году потребление составит в лучшем случае 20,5 млн. т, производство – 23 млн. т. В январе-мае производство снизилось до 10,5 млн. т (-15,6% к АППГ).
Завод Ilva в Таранто останавливает уже третью из пяти доменную печь (№ 2) из-за слабого спроса. Простой продлится три месяца, в течение которых должны быть проведены ремонтные работы. В целом же, модернизация всех домен с целью снижения загрязнения окружающей среды является обязательным условием для возобновления полноценной деятельности меткомплекса в Таранто.
Тем временем у другого проблемной компании– Lucchini, находящейся в стадии банкротства, похоже, появляется шанс найти нового собственника. Одним из претендентов на активы группы является швейцарская Klesch, которая в настоящее время в рамках процедуры банкротства приобретает другую итальянскую компанию Leali, которая, в частности, имеет прокатный завод в Odolo (провинция Брешия).
В рамках комплексной стратегии развития деятельности Klesch в Италии швейцарская группа выражала интерес и к деятельности Lucchini Group, прежде всего, завода Piombino, покупка которого могла бы обеспечить синергию с заводом Leali в Северной Италии.
Реальное предложение от швейцарских инвесторов может существенно видоизменить бизнес-план выхода Lucchini из кризиса, подготовкой которого занимается «временный комиссар» Пьеро Нарди. Первоначально предполагалось продать всю компанию как единое целое, однако, очевидно, что продать ее частями быстрее и проще. По неподтвержденным данным, в приобретении завода в Триесте высказывала заинтересованность итальянская группа Arvedi. Напомним, что в 2011 г. Lucchini продала подразделение Ascometal французской Bidco, принадлежащей Apollo Global Management.
К слову, в регионе Пьомбино на западе стране работает также завод ArcelorMittal Piombino, а еще в «итальянскую семью» компании Лакшми Миттала входят предприятия Avellino и Canossa.
Неясно пока будущее и крупнейшего итальянского производителя нержавеющей стали – компании Acciai Speciali Terni, которая выставлена на продажу ее нынешним владельцем финской Outokumpu по требованию ЕК. Производство на AST рентабельно, но будущий собственник (среди претендентов – Aperam и Arvedi) вынужден будет закрыть часть мощностей Terni из-за перепроизводства нержавеющей стали в Европе.
В непростом положении находятся и другие меткомпании – Marcegaglia, Arvedi и Dalmine. Лишившись стабильных поставок полуфабрикатов и г/к проката, они вынуждены больше ориентироваться на импорт. Сейчас цены низки, в т.ч., за счет демпинговых поставок выведенного из-под ареста проката из Таранто, однако их страшит будущая зависимость от импортеров из Азии и Восточной Европы, качество продукции которых – пока «закрытая книга».
В Италии надеются, что помочь отрасли должен план Еврокомиссии по поддержке стального сектора. Как и когда, никто не знает, ведь план Антонио Таяни – это рамочный документ, в который еще предстоит встроить конкретные инструменты и механизмы.
Если же с помощью плана еврокомиссара Таяни не удастся спасти 2 крупнейшие итальянские стальных компании, значит, кому нужен такой план?