Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Яндекс цитирования

Зарубежные металлургические корпорации уходят из Индии



Олег Зайцев
Еще недавно Индия считалась одной из наиболее перспективных стран для реализации крупных металлургических проектов в мире. Здесь собирались строить новые меткомбинаты такие корпорации, как ArcelorMittal, Posco, «Северсталь» и другие. По всей вероятности, именно за счет этих новых мощностей руководители индийской металлургии собирались реализовывать свои амбициозные планы по на второе место в рейтинге крупнейших мировых производителей стали и доведению объемов выплавки в стране к 2020 году до 150 млн. т в год (а некоторые называли и 200 млн. т). Однако в последнее время зарубежные инвесторы все чаще стали отказываться от своих сталелитейных проектов в Индии.
Разочарования
Первым разочаровался в перспективах Индии собственно сам индус по национальности и владелец крупнейшей в мире сталелитейной компании Arcelor Mittal Лакшми Миттал. В середине прошлого десятилетия он планировал вложить в Индию не менее $20 млрд. и построить, по меньшей мере, два современных вертикально интегрированных меткомбината совокупной мощностью 12 млн. т в год в штатах Джаркханд и Орисса. В 2010 году Arcelor Mittal заявила о намерениях начать строительство еще одного завода мощностью 6 млн. т в год и стоимостью около $5 млрд. в штате Карнатака. Таким образом, реализация этих проектов на общую сумму в $25 млрд. могла бы увеличить индийские мощности по выплавке стали почти на 30 млн. т в год.
Сегодня, однако, у Миттала уже совсем другая стратегия: вместо приобретения новых горнорудных компаний и расширения бизнеса в Индии и Китае он планирует повышать прибыль на уже имеющихся предприятиях. «Когда в 2008 году разразился финансовый кризис, мы думали, что это очередная фаза экономического цикла, но теперь мы понимаем, что это вовсе не так. Поэтому сейчас мы направляем наши усилия не на рост выручки, а на создание сильной, приспособленной к экономическим реалиям компании. Это означает продажу непрофильных активов, закрытие убыточных предприятий и инвестиции в те сегменты, где наблюдается рост прибыли – например, в производство легкой высокопрочной стали для автомобилей», – говорит глава Arcelor Mittal.
Индийские проекты корпорации, при этом, официально не закрыты, но работа по двум крупнейшим из них отложена, по меньшей мере, до 2014 года. «У нас чрезвычайно медленно идут дела в Индии. Возможно, только в Карнатаке есть некоторый прогресс по части оформления документов для приобретения земли. Мы продолжаем искать пути выполнения наших программ в Индии, но процессы получения необходимых разрешений идут здесь очень медленно, и это сильно беспокоит меня. Я, конечно же, вовсе не собираюсь игнорировать Индию, но сегодня эта страна не находится в числе инвестиционных приоритетов Arcelor Mittal», – говорит Миттал.
Не лучшим образом обстоят дела в этом плане и у южнокорейской корпорации Posco, которая в начале июля текущего года сообщила об отказе от строительства в индийском штате Карнатака интегрированного металлургического комбината стоимостью около $5,3 млрд. и мощностью 6 млн. т стали в год. Меморандум о взаимопонимании по возведению этого предприятия между корейской стороной и властями штата в лице Комитета по развитию индустриальной зоны Карнатака (Karnataka Industrial Area Development Board – KIADB) был подписан еще в июле 2010 года. Тогда же Posco внесла на счет KIADB депозит стоимостью порядка $10 млн. на покупку земли под новый комбинат.
Однако приобретение земли натолкнулось на мощное сопротивление со стороны местного населения, которое ни за что не хотело отдавать свои земельные участки под строительство завода. В связи с этим власти штата Карнатака в конце 2011-го – начале 2012 года стали подумывать о том, чтобы изменить место дислокации предприятия, а сама Posco приняла решение о временной приостановке реализации проекта. За прошедшие с тех пор полтора года мало что изменилось, и корейцы, в конце концов, не выдержали. Сначала они отозвали депозит, который был авансом выплачен за землю, а 9 июля 2013 года официально уведомили администрацию штата об отказе от реализации проекта.
Негативные тенденции
Юн Вон Йон, генеральный директор Posco India, объясняет отказ корпорации строить новый завод в Карнатаке «политической неопределенностью» в штате и падением интереса местных властей к этому проекту. На самом же деле, корейцы, как впрочем, и представители Arcelor Mittal, просто устали от бесконечных и безрезультатных переговоры с индусами о земле, защите лесов, переселении местных жителей, экологической безопасности и т.д. и т.п., которые регулярно заходят в тупик, по большей части, как считают многие специалисты, из-за позиции индийской стороны.
Некоторые эксперты, правда, обращают и внимание и на то, что рыночная конъюнктура в современной индийской промышленности сегодня отнюдь не самая привлекательная, и это тоже отпугивает потенциальных инвесторов. Так, к примеру, индийская рейтинговая и исследовательская компания India Ratings & Research дает негативный прогноз для сталелитейной отрасли Индии на вторую половину текущего года. По мнению аналитиков компании, продолжающееся ухудшение экономической ситуации в стране, а также падение спроса на стальную продукцию со стороны основных ее потребителей в лице производителей автомобилей и бытовой техники заставляет говорить о неблагоприятных перспективах развития отрасли на ближайшее будущее.
Как утверждает Юн Вон Йон, теперь Posco фокусирует основное внимание на реализации другого своего проекта в Индии. Еще в июне 2005 года южнокорейский сталелитейный гигант подписал Меморандум о взаимопонимании с властями индийского штата Орисса о строительстве в районе города Парадип металлургического комбината производительностью 12 млн. т в год. Планы тогда у корейцев были поистине грандиозные: на строительство предприятия планировалось израсходовать $12 млрд., проект предусматривал разработку двух месторождений железной руды с запасами в 600 млн. т сроком на 30 лет, а также строительство необходимой инфраструктуры в прилегающих к предприятию районах (железные дороги, новый порт, электростанция мощностью 1300 МВт). Новый комбинат в Индии должен был стать крупнейшей инвестицией южнокорейской корпорации за рубежом.
Однако с самого начала дела у корейцев и в штате Орисса тоже не заладились. Главная проблема, которая полностью не решена до сих пор, – это выделение земли. Корейцам за прошедшие семь лет пришлось 60 (!) раз корректировать генплан, чтобы минимизировать площадь будущего предприятия. После бесконечных и малоэффективных переговоров с индийской стороной о выделении земли в Posco приняли решение сократить производительность будущего комбината до от 12 млн. до 8 млн. т в год с возможным расширением мощностей до первоначально заявленных 12 млн. т. Это позволит уменьшить площадь строительной площадки от 1,6 тыс. до около 1,1 тыс. га.
Впрочем, в Ориссе у Posco дела все же идут лучше, чем в Карнатаке: по крайней мере, здесь корейцы уже получили от местных властей, по разным оценкам, от 200 до 400 га земли. Кроме того, в мае текущего года Posco получила разрешение на разработку в Ориссе железорудного месторождения – ждать этого документа корейцам пришлось долгие 8 лет. По словам представителей Posco, если права на оставшуюся часть земли, необходимую для строительства нового завода, будут получены в текущем году, то первая очередь предприятия может быть введена в строй в 2018 году.
В июне текущего года список «отказников» от металлургических проектов в Индии пополнился и российской «Северсталью». В конце 2010 года крупнейший в Индии поставщик железной руды государственная компания National Mineral Development Corporation (NMDC) и «Северсталь» подписали меморандум о взаимопонимании для реализации проекта по совместному строительству в штате Карнатака интегрированного металлургического комбината начальной мощностью 2,5-3 млн. т в год с дальнейшим увеличением до 5-7 млн. т в год в зависимости от состояния спроса на металл в Индии. Предприятие планировалось ввести в эксплуатацию в начале 2014 года. В меморандуме указывалось, что обе компании будут владеть совместным предприятием на паритетной основе, и оно будет управляться менеджментом, сформированным из представителей обеих сторон. Предусматривалось также включение в СП российского предприятия по добыче коксующегося угля и индийского – по добыче железной руды, которые будут поставлять сырье на новый завод.
При этом, однако, индусы сразу стали настаивать на том, чтобы именно им достался мажоритарный пакет акций в совместном предприятии. «Мяч находится на стороне россиян, переговоры продолжаются, если завтра они согласятся с нашими доводами, то дело сразу же сдвинется с мертвой точки. Желание как можно быстрее осуществить эту сделку должно быть обоюдным», – говорил в конце прошлого года министр металлургии Индии Бени Прасад Верма.
После более полугодового информационного вакуума по части этой сделки в июне текущего года с заявлением выступил глава «Северстали» Алексей Мордашов. Он отметил, что «Северсталь», изучавшая возможности создания СП с NMDC, отказалась от своих планов и больше не рассматривает Индию в качестве приоритетного региона для ведения бизнес-деятельности. «Индия остается для компании перспективной страной, но условия для ведения бизнеса здесь ещё не созрели. Проблемы с доступом к инфраструктуре, бюрократизм, очень много рисков... На сегодня мы приняли решение остановить реализацию наших проектов в Индии», – заявил Алексей Мордашов.
Становится очевидным, что принимая во внимание те сложности, с которыми сталкиваются ведущие сталелитейные корпорации мира при реализации своих проектов в Индии, говорить о том, что эта страна выйдет к 2020 году на заявленный ее руководством рубеж производства стали в объеме 150-200 млн. т в год, пожалуй, не приходится.

Русмет
Версия для печати: http://www.metalindex.ru/publications/publications_2476.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2024
Рейтинг@Mail.ru