Георгий Карпенко
На фоне замедления экономического роста и потребления металла в Индии «секвестр» инвестпланов по строительству новых производств вполне логичен. Нелогичным выглядит пассивность правительства в разрешении проблем инвесторов, учитывая амбициозные планы увеличения выплавки стали в 3-4 раза за ближайшие 10 лет.
В июле индийский стальной сектор оказался в центре внимания после отказа 2 крупнейших иностранных инвесторов от строительства меткомбинатов общей мощностью 18 млн. т. Вслед за отказом Posco строить завод в штате Карнатака (стоимость – $ 5,3 млрд., мощность – 6 млн. т) последовало аналогичное решение ArcelorMittal выйти из проекта в штате Одиша ($ 12 млрд., 12 млн. т). До этого об отказе от СП с местной NMDC для строительства предприятия в Индии заявила «Северсталь».
Проблемы в строительстве новых мощностей и у индийских компаний. Проект Tata Steel по запуску завода в Калинганагаре (Одиша) мощностью 6 млн. т был отложен на несколько лет из-за проблем с приобретением земли. Сейчас компания планирует ввод первой очереди к концу 2014-15 фингода. Еще один проект Tata – в штате Карнатака (6 млн. т) фактически заморожен из-за проблем с обеспечением будущего производства рудой. Чрезвычайно медленно реализуются проекты расширения у Jindal Steel и JSW Steel.
Отказ иностранных инвесторов от реализации этих и ряда других проектов ставит под вопрос планы правительства увеличить мощности и объемы производства до 200 млн. т в течение следующих восьми лет.
Сейчас индийские металлурги могут выплавлять более 90 млн. т стали в год. Планировалось, что реализация новых проектов позволит увеличить производственный потенциал до 200 млн. т стали к 2020 г. Естественно, предполагалось, что и стальной спрос в стране вырастет примерно до этого уровня. Сегодня же очевидно, что задержки с приобретением земли и получением необходимых разрешительных документов, сложности в обеспечении сырьем и необходимой инфраструктурой уменьшат количество реализованных проектов вдвое. Таким образом, прирост мощностей составит не более 50 млн. т, до 150 млн. т к 2020 году.
Впрочем, и этот потенциал не будет использован полностью, если не ускорится рост потребления, темпы которого в последние 2 года оставляют желать лучшего.
Громадный потенциал спроса на сталь в Индии, базирующийся на росте урбанизации ее миллиардного населения, являлся весомым фактором надежд на развитие рынка. Потребление в стране выросло с 38 кг на душу населения в 2005 г. до 57 кг в настоящее время, однако все еще сильно отстает от среднемирового показателя 217 кг, не говоря уже о Китае – 460 кг. Среднегодовое производство росло примерно на 8% в год, что также существенно ниже, чем в КНР.
В 2012 г. рост ВВП Индии составил 5%, самый низкий показатель за последнее десятилетие. Рост спроса на сталь оказался еще меньше – всего 3%. Причиной стали задержки в реализации крупных инфраструктурных проектов, финансирование которых идет с перебоями, или осложнено бюрократическими процедурами. Недвижимость, на которую приходится 60% спроса на сталь, не в лучшей форме, объем выпуска и продаж автомобилей стагнируют.
В 1 квартале (апрель-июнь) 2013/14 фингода потребление готовой метпродукции в Индии выросло всего на 0,2% к АППГ - до 17,8 млн. т. Выплавка стали выросла на 3,9% к АППГ и составила 19,7 млн. т. Импорт показал снижение на 34,1% в годовом исчислении в 1,32 млн. т.
К слову, индийский рынок в последние годы стал одним из важных направлений сбыта украинской метпродукции. За 1-е полугодие 2013 г., по предварительным данным, из Украины поставлено 260 тыс. т проката, по итогам года экспорт составит порядка 500 тыс. т.
Ситуация в стальном секторе страны противоречива. С одной стороны, значительное ослабление рупии (59-60 за доллар) привело к удорожанию конкурирующей импортной продукции. С другой – этот же фактор повысил затраты на импортное сырье, ударив в особенности по таким производителям как SAIL и JSW, зависящим от привозного угля.
Напомним, что Индия импортировала около 35 млн. т коксующегося угля в 2012 г., и в ближайшие годы закупки этого сырья будут устойчиво расти. Более того, ряд индийских компаний наращивают и импорт руды, на фоне сохраняющихся в стране запретов на добычу и экспорт.
На этом фоне необходимы срочные меры правительства по облегчению условий для инвесторов, многие их которых в свое время пришли в Индию с большими ожиданиями.
С 2002 г. между правительством и меткомпаниями было подписано 200 меморандумов о взаимопонимании в отношении реализации инвестпроектов в черной металлургии. Казалось, что сталелитейная промышленность Индии стоит на пороге новой эры. В это период страну называли «вторым Китаем» - ожидалось, что Индия даже превзойдет своего восточного соседа по темпам роста производства и потребления. Однако за последующие 10 лет реализовано всего несколько проектов, а остальные были либо отменены или отложены.
Согласно оценкам местных экспертов, практически все крупные проекты с иностранным инвестициями, и прежде всего, металлургические, сталкиваются со следующими препятствиями:
- проблемы с приобретением земли:
- задержки в получении необходимых экологических разрешений;
- неопределенность в отношении поставок сырья (в данном случае, железная руда);
- высокая стоимость финансирования.
Конечно, ни POSCO, ни ArcelorMittal не собираются полностью уходить из страны. ArcelorMittal продолжать реализацию двух других проектов компании в богатых полезными ископаемыми штатах Джаркханд и Карнатака, которые демонстрируют «устойчивый прогресс».
POSCO заявила, что после закрытия проект в Карнатаке ускорит реализацию проекта в Одише, особенно после того, как после 8 лет ожидания компания наконец получила часть обещанных (1700 из необходимых 2700 акров) для строительства земель.
Штат Одиша богат залежами руды, угля, бокситов, никеля и хромитов. Однако, также как в Джаркханде и Карнатаке, местные жители, мягко говоря, не в восторге от перспективы строительства на их землях новых рудников, коксовых батарей и домен. Во многих случаях фермеры жалуются, что вынуждены продавать свои участки по ставке ниже рыночной под давлением инвесторов и поддерживающих их местных властей. Нередки и факты захвата инвесторами природных ресурсов без необходимого оформления, незаконной вырубки лесов, избиения и арестов активистов, пытающихся воспрепятствовать стальной экспансии.
Разобраться во всем этом давно следовало бы правительству, которое, однако, само погрязло в бюрократии и коррупционных скандалах.
Судя по последним заявлениям из Дели, кабинетом Манмохана Сингха, в котором часто говорят о решающем значении стального сектора для развития экономики страны, все же будут приняты необходимые решения. О необходимости упростить условия развития стальных проектов говорят уже не только иностранные, но и отечественные инвесторы.
Tata Steel отмечает, что упрощение выдачи разрешений на приобретение земельных участков, экологической документации, облегчение доступа к производству и экспорту сырья даст необходимый импульс для реализации многих инвестиционных планов в секторе металлургии.