Беседовал Степан Добровольский
В интервью UGMK.INFO топ-менеджмент «Украинской горно-металлургической компании» в лице генерального директора Младена Пейковича, заместителя генерального директора по коммерции Виталия Ключника, а также начальника управления маркетинга и аналитики Елены Шульгиной подвели итоги работы компании за 15 лет, а также рассказали о нынешней ситуации и ближайших перспективах развития отечественного рынка металлопроката.
- В этом году компании УГМК исполнилось 15 лет. Каких успехов удалось достичь за это время?
- М. Пейкович: Нашей основной задачей является удовлетворение запросов клиентов, с чем сопряжено постоянное совершенствование качества предоставляемых услуг и повышение собственных стандартов работы. Если говорить про успехи, то за это время нам удалось построить крупнейшую в стране Сеть Супермаркетов металла, которая на протяжении 15 лет реализовала около 5 млн. т металлопродукции и обслужила более 50 тыс. клиентов.
К слову, хотелось бы поздравить отечественных металлургов с их прошедшим профессиональным праздником, так как достижение наших успехов было бы невозможным без их знаний и профессионализма.
Как Вы можете охарактеризовать украинский рынок металлопроката в 2012 году?
- В. Ключник: Ранее мы уже озвучивали предварительные данные. Сейчас же, мы имеем возможность более точно оценить состояние рынка и работу нашей компании по итогам 2012 г. Согласно данным маркетингового центра АО «УГМК», поставки металлопроката на украинский рынок за 12 месяцев ушедшего года снизились на 9,1% и составили без учета импорта 6,591 млн. т. Отгрузки импортной металлопродукции в прошлом году снизились на 0,97% до 1,523 тыс. т. Доля импорта составила 21,5% против 23,1% в 2011 г.
- Как выглядела товарная и отраслевая структуры поставок?
- В. Ключник: Основной объем поставок пришелся на г/к сталь, доля которой составила 30%. В абсолютном значении этот показатель отмечен на уровне 2,2 млн. т, что на 1% ниже, чем в 2011 г. При этом, следует отметить 47% прирост импортных поставок данной продукции на внутренний рынок по сравнению с АППГ, и падение на 7% отгрузки со стороны украинских производителей.
Также существенную долю в поставках заняла арматура, которая составила 12%. Общий объем поставок арматурного проката вырос на 10% по сравнению с показателем 2011 г. Увеличение объемов отгрузок наблюдалось также по оцинкованной стали и швеллерам, составившее 15% и 5% соответственно. В структуре отгрузок эти продукты за отчетный период заняли 5% и 3%.
По остальным продуктам коммерческого сортамента наблюдалось сокращение поставок. Так, отгрузки катанки за 2012 г. сократились на 10% и составили 7% в общем объеме поставок. На отгрузки холоднокатаной стали (-8%) пришлось 6%. Поставки уголков, которые в общем объеме отгрузок составили 3%, упали на 8%. Отгрузки балок (-7%) заняли 1% от общего количества поставок на внутренний рынок.
Что касается отраслевой структуры потребления, то за 2012 г. в адрес металлоторговых компаний поставлено 34,7% всего объема продукции, на трубные заводы пришлось 19,6%. Тройку лидеров замыкают предприятия машиностроения, которым было отгружено 19,1%.
- С какими результатами «УГМК» завершила прошлый год?
- В. Ключник: 2012-й год стал для нас успешным. В сегменте коммерческого сортамента, доступного для металлоторговых компаний Украины, доля «УГМК» достигла 20,5% по сравнению с 15% в 2011 г. Если рассматривать весь рынок, куда входит также трубная заготовка, штрипс и т.д., которыми не торгует АО «УГМК», и другие компании, осуществляющие складскую торговлю металлопрокатом, то здесь наша доля составляет порядка 6,5%.
В структуре продаж нашей компании по итогам года с 20% до 19% сократилась доля сортового проката. С 41% до 33% наблюдалось понижение в сегменте фасонного проката. В то же время в 2012 г. с 28% до 38% увеличилась доля листового проката. Что же касается труб, то их доля осталась на уровне 6%. В целом же, на фоне общего падения рынка, мы сумели увеличить объем продаж на 51% до 468 тыс. т.
- Какие филиалы компании по итогам 2012 г. продемонстрировали наилучшие результаты?
- В. Ключник: Наибольший объем реализации в ушедшем году обеспечили следующие филиалы: Днепропетровский (16% от общего объема продаж сети), показавший 14% прирост, по Киевскому (11% общего объема продаж) рост отмечался на уровне 12%. Донецкий (8% от всего объема реализации) продемонстрировал по итогам 2012 г. прирост в 21%, Запорожский, обеспечивающий порядка 7% продаж сети, увеличил объем реализации на 9%. Также высокие темпы прироста необходимо отметить в Одесском и Луганском региональных филиалах, продемонстрировавших 54% и 30% рост соответственно.
- Какова Ваша оценка макроэкономической ситуации в 2013 г.?
- В. Ключник: Во-первых, следует сказать о том, что нынешний год по всем прогнозам изначально виделся более сложным, нежели прошлый. Это связано с тем, что все основные инфраструктурные проекты были завершены в 2012 г. Также увеличению потребления во втором квартале препятствовала общая неблагоприятная экономическая ситуация в стране и падение промышленного производства, которое по итогам первого полугодия составило 5,3%. Существенные темпы снижения отмечались в таких металлоемких отраслях, как машиностроение и строительство (10,3% и 19,2% соответственно).
- Каким образом это повлияло на состояние рынка?
- В. Ключник: Цифры говорят сами за себя. В первом полугодии емкость украинского рынка металлопроката (без учета трубной продукции) по сравнению с АППГ сократилась на 21% до 2,767 млн. т. Несмотря на то, что в апреле этого года отставание объемов закупок по сравнению с АППГ было сравнительно небольшим (не более 7%), потребление так и не достигло прошлогоднего уровня. Надежды на серьезное увеличение спроса в мае и июне не оправдались. Падение наблюдалось по всем товарным позициям. В частности, по г/к стали падение составило 14% (162 тыс. т), х/к стали – 10% (21 тыс. т), по уголкам – 34% (29 тыс. т) и по швеллерам - 21% (20 тыс. т). Исключение составили лишь катанка и оцинкованный прокат, которые продемонстрировали рост по сравнению с АППГ на 15% и 10% соответственно. Исходя из этого, продажи данной продукции компанией УГМК выросли на 34% и 14% соответственно.
Основной причиной падения потребления стало снижение спроса со стороны строительного сектора, машиностроения и трубных заводов. Помимо усугубления экономической ситуации в первом полугодии, негативное влияние оказали аномальные холода, наблюдавшиеся в первом квартале, которые привели к фактической остановке строительной отрасли, а также к осложнениям в доставке продукции.
- Как изменилась структура продаж за первые 6 мес. 2013 г.?
- В. Ключник: 50% в структуре поставок металлопродукции на украинский рынок по итогам первого полугодия занимает листовой прокат, что на 6% выше АППГ. В структуре же продаж нашей компании эта продукция занимает 34%. В данном сегменте наибольшим спросом пользуются г/к листы, доля которых в отчетном периоде выросла на 3% и по итогам полугодия составила 36%. В продажах плоской стали УГМК данная продукция занимает 33%.
Что касается сортового проката, то в январе-июне 2013 г. доля его поставок составила 27%, снизившись к АППГ на 8%. В структуре продаж сети УГМК сорт сохранил свои позиции на прошлогоднем уровне в 18%. В данном сегменте наиболее востребованной является арматура, доля которой по итогам полугодия осталась на отметке 11%. В структуре продаж УГМК арматура занимает 10%.
Фасонный прокат в общей структуре поставок на внутренний рынок за шесть месяцев занимает 10%, на 5% ниже АППГ. В продажах УГМК эта продукция занимает 19%. Наибольшим спросом в данном сегменте пользуются уголки и швеллера, доля которых осталась на уровне 3%. В общем объеме продаж УГМК эти продукты занимают 9% и 8% соответственно.
- Каковы Ваши оценки перспектив развития рынка во втором полугодии 2013 г.?
- В. Ключник: В связи с неблагоприятной экономической ситуацией по итогам года мы не ожидаем роста на рынке. Тем не менее, мы надеемся, что во втором полугодии будет наблюдаться рост темпов потребления, и спад рынка по итогам года будет небольшим.
- Исходя из этих прогнозов, какие планы будет реализовывать компания УГМК?
- В. Ключник: Ранее, исходя из прогнозировавшегося в начале года сохранения объемов потребления на уровне 2012 г., торговой сетью УГМК на внутреннем рынке Украины в нынешнем году планировалось реализовать порядка 500 тыс. т металлопроката. Но в нынешней непростой ситуации, нашей основной задачей мы видим сохранение и увеличение рыночной доли, достигнутой по итогам прошлого года.
- Каким образом это будет достигаться?
- Е. Шульгина: В нынешних условиях снижения прибыли у потребителей металлопродукции, основным путем реализации сохранения текущей доли мы видим более тесное взаимодействие с конечными покупателями. Для крупных контрагентов, испытывающих потребность в широком сортаменте металлопроката, разработан и применяется принцип «единого окна», который позволяет в рамках формирования одной заявки получить продукцию как с любой торговой площадки УГМК, так и с завода-партнера. Обеспечение возможности комплектации сборных заказов, в свою очередь, было бы невозможным без наличия транзитных складов или складов комплектации, работа которых позволяет сократить до минимума время ожидания продукции конечным потребителем.
Увеличивающийся спрос со стороны розничных покупателей привел к необходимости создания сети представителей в тех регионах, где УГМК пока еще не представлена полноценными супермаркетами металла.
В дополнение к этому в настоящее время проводится ряд мер по улучшению внутренних процессов среди менеджмента компании с целью более точного определения потребностей рынка, а также более оперативного реагирования на запросы потребителей.