Падение спроса на железнодорожные грузоперевозки заставляет операторов снижать цены. Они не хотят работать даром, поэтому предлагают РЖД ограничить предложение — ввести квоты на вагоны
Железнодорожные операторы просят у президента РЖД Владимира Якунина помощи в борьбе с кризисом. Топ-менеджеры крупнейших компаний — Первой грузовой (ПГК), Федеральной грузовой (ФГК), «Нефтетранссервиса» (НТС), «Русагротранса» и Rail Garant — предлагают ввести ограничения на выдачу номеров для вагонов и приписывать их к станциям «исходя из возможностей инфраструктуры», следует из их письма Якунину (копия есть у «Ведомостей»).
Сейчас на сети РЖД образовался излишек парка — 50 000-70 000 полувагонов и 20 000 цистерн, пишут руководители компаний. Из-за этого ставки аренды упали до 650-750 руб. в сутки за вагон — операторы работают на уровне окупаемости, объясняет аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов, очевидно, если убрать с рынка излишек парка, ставки аренды вырастут.
Именно этого и хотят операторы. Они предлагают, чтобы РЖД сообщала о планах по перевозке грузов Росжелдору, а тот, исходя из этих данных, присваивал вагонам номера, регулируя таким образом численность парка. Но топ-менеджеры железнодорожных компаний не пишут, чьих вагонов это коснется. Детально схема выдачи квот на вагоны не проработана, уверяет сотрудник одного из операторов.
Установить квоты на номера вагонов, чтоб решить проблему лишнего парка на сети, предлагал в конце прошлого года министр транспорта Максим Соколов, но инициатива не прошла. Тема обсуждалась и на заседаниях Совета рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава (организация, объединяющая крупных операторов), но многие члены совета были против, вспоминает сотрудник одного из операторов. Это нерыночная мера, она противоречит реформе РЖД, которая ставит целью создание конкуренции на рынке железнодорожных перевозок, отмечает сотрудник другого оператора. Но авторы письма Якунину уверены, что их инициатива поможет консолидации на рынке, а это другая цель реформы РЖД.
Обращение операторов к Якунину говорит о том, что кризис на рынке оперирования и аренды грузовых вагонов не только более масштабный, чем в 2009 г., но и реально чреват для ряда операторов банкротствами или продажей бизнеса, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. В РЖД ищут поддержки те компании, у которых старый парк или высокая долговая нагрузка, отмечает он. Соотношение долг/EBITDA у НТС на конец 2012 г. — 3,1, чистый долг «Русагротранса» — 19 млрд руб. ПГК выступает гарантом по кредиту материнской компании в 117 млрд руб. Rail Garant и ФГК размер долга не раскрывают. Менее закредитованные компании или те, объем перевозок которых снизился незначительно, например Globaltrans или «Трансойл», не стали подписываться под этим письмом, указывает Бурмистров.
За первое полугодие погрузка на сети РЖД упала на 2,8% к аналогичному показателю прошлого года до 103,6 млн т. Сокращается выручка операторов. Выручка «Трансконтейнера» по РСБУ в I квартале снизилась на 23,6% до 981 млн руб., железнодорожного дивизиона Fesco («Трансгарант» и «Русская тройка») — на 19,7% до $74,6 млн. Другие компании свои результаты за этот год пока не раскрывали.
РЖД получила обращение операторов и рассматривает его, сообщил представитель монополии. Если РЖД согласится с операторами, то введению квот будет препятствовать Федеральная антимонопольная служба, полагает Бурмистров. Представитель службы на вопросы «Ведомостей» не ответил.