Примерно с конца 2010 года политаналитики обратили внимание на резкое изменение модели управления экономикой Украины. Не самым некорректным описанием действий власти было – "как с ума посходили".
Политика "покращення" обернулась тем, что власти настроили против себя не только политических оппонентов, но и многих бывших сторонников, что проявила потеря "регионалами" двух миллионов голосов избирателей на парламентских выборах. Получив карт-бланш минимум на ближайшие пять лет (президентскую гонку 2015 года она уже считает выигранной), власть сконцентрировалась на решении одной ей известной задачи.
Хоть кол на голове теши
Самым засекреченным документом украинской внешней политики до 2008 года был пакет документов по условиям вступления Украины в ВТО. Скрывать было что: ради того, чтобы "догнать и перегнать Россию", переговорщики соглашались на практически любые условия, действуя во вред национальным интересам страны. Что доказал пакет требований о пересмотре тарифов сразу на 370 видов продукции, оказавшихся невыгодными для страны. Мало кто вспоминает, что при его формировании список невыгодных тарифов сократили втрое.
Доказательством кабальности обязательств перед ВТО наполнены и материалы прошедших в мае этого года комитетских слушаний в Верховной Раде по итогам пяти лет членства страны в этой международной организации. Вместо рекламировавшегося бурного роста украинской экономики от новых правил внешней торговли пострадали фактически все отечественные производящие отрасли.
Многочисленные расчёты выгодности для промышленности и сельского хозяйства интеграции с государствами Таможенного союза и откровенные предупреждения о тяжёлых последствиях заключения Соглашения о Зоне свободной торговли с ЕС только укрепили стремление власти любой ценой подписать это соглашение в ноябре 2013 года.
Серия статей автора с анализом англоязычной версии соглашения показала его убийственность не только для украинской государственности, но и экономики. Что сегодня подтверждается последователями, активно критикующими документ по официально опубликованной украиноязычной версии.
Ущербность соглашения, его убийственное влияние на украинскую экономику признают даже самые ярые поклонники евроинтеграции в лице депутатов ВО "Свобода". Тем не менее, ни власть, ни оппозиция не собираются отказываться от прыжка в пропасть вниз головой в ноябре.
Мировой тренд
2012 год ознаменовался в традиционно промышленно развитых США, Евросоюзе, России началом восстановления ранее уничтоженной промышленности. Соединённые Штаты приступили к строительству новых производственных мощностей вместо уничтоженных ранее, расконсервировали многие нефтяные скважины, увеличили производство промышленного оборудования, автомобилей, запчастей, двигателей, потребительских товаров.
Еврокомиссар Антонио Таяни настаивает на новом индустриальном рывке Европы: доля промышленных предприятий в созданном на территории ЕС валовом национальном продукте должна "к 2020 году увеличиться на 20%".
Его поддерживает комиссар по энергетике Гюнтер Этингер: "Мы нуждаемся в этом рывке на 20%".
Курс на реиндустриализацию России, провозглашённый после прихода Владимира Путина на третий президентский срок, начался с поддержки модернизации предприятий базовых отраслей экономики, а также государственной программы реконструкции автодорог, в действенности которой автор собственными глазами убедился в ходе автомобильного путешествия на Урал.
Буквально через пару лет в России не останется ни одной доменной печи: металлургические комбинаты окончательно перейдут на современные технологии. Практически все крупнейшие автомобильные компании мира создали или строят в России свои производственные мощности.
Бурное индустриальное развитие наблюдается и в других странах БРИКС. В промышленного гиганта превращается Турция, бизнес-круги которой всерьёз подумывают дополнить буквой "Т" упомянутую аббревиатуру. Значительный промышленный подъём наблюдается в государствах Таможенного союза – Казахстане и Белоруссии.
Деиндустриализация всей страны
Картина в экономике Украины прямо противоположная. Восстановив позиции после кризиса 2008 года, промышленность второй год подряд демонстрирует уверенную тенденцию падения.
По данным Госстата, в первом квартале 2013 года ВВП упал на 1,3%, промпроизводство – на 5%. В 2012 году на 7% упал экспорт металлопроката, его внутреннее потребление сократилось на 15%. Всего экспорт черных металлов в 2012 году сократился по сравнению с предыдущим годом на 17%. В январе-мае 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года – ещё на 12,5%.
Стахановский завод ферросплавов за январь-июнь 2013 года сократил производство продукции на 45,2% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Его загрузка – 25,5% от проектной мощности. За 2012 год сокращение производства составило 19%. В январе-июне 2013 года производство стальных труб в Украине сократилось на 24% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.
При этом украинские металлургические предприятия за полгода увеличили импорт железорудного сырья на 32% (за 2012 год – на 72,3%). С 1 августа 2013 года Украина снимает ограничения на импорт некоторых категорий стальных труб, что приведёт к вытеснению с национального рынка продукции национальных трубных производителей в дополнение к тому, что в январе-июне 2013 года производство стальных труб уже сократилось на 24% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.
По данным, полученным от народного депутата Украины Владимира Бойко, загрузка Харцызского трубопрокатного завода составляет только 20% мощности, да и то благодаря российским заказам. Но и этому скоро придёт конец: Россия уже отказалась от продления квот на беспошлинную поставку украинских труб.
Директор по исследованиям российской консалтинговой компании "Металл Эксперт Консалтинг" Владимир Терловой объясняет падение закупок на внутреннем рынке металлов засильем импорта: "Сегодня всю потребность в оборудовании – как потребительском (автомобили, бытовая техника...), так и промышленном – страна удовлетворяет за счёт импорта… Сегодня сбыт проката внутри страны – это почти исключительно сбыт строительной металлопродукции, но даже в этом сегменте украинские металлурги конкурируют с более качественным импортным прокатом".
Но это – далеко не вся правда. Производство автомобилей в стране в первом полугодии текущего года сократилось на 54,2%, только "ЗАЗ" сократил производство легковых авто на 52%, производство автобусов – на 72%. Снижение объёмов производства на предприятии в 2012 году составило 30%.
Всего же за последние пять лет производство автомобилей в Украине снизилось в 6 раз, и из 36 тыс. человек, занятых в этой отрасли, осталась половина. Нефте- и газоперерабатывающие заводы по итогам первых четырёх месяцев этого года сократили производство бензина в 2,1 раза, дизельного топлива в 1,8 раза, мазута – в 2,5 раза. То есть налицо стремительный процесс деиндустриализации Украины.
Из материалов комитетских слушаний "Украина-ВТО: преимущества и вызовы для национальной экономики", которые прошли 22 мая в Комитете по иностранным делам Верховной Рады, можно почерпнуть более обобщённые сведения. Общее падение производства в 2012 г. составило 1,8%.
При этом добывающая промышленность "упала" на 3,7%, производство машин и оборудования – на 10%, производство электрического, электронного и оптического оборудования – на 11,6%, электродвигателей и генераторов – на 60,9%, трансформаторов – на 11,5%, готовых металлических изделий – на 5,2%, кокса и продуктов нефтепереработки – на 26,4%.
Импорт растёт ускоряющимися темпами. В 2011 г. объёмы импортной продукции возросли на 33,8%, в 2012 г. – ещё на 14,7%. Происходит неуклонное вытеснение украинской продукции с внутреннего рынка. В 2012 г. доля таких товаров в магазинах составила 58,9%, снизившись за год на 3 пункта.
Объёмы производства в лёгкой промышленности сократились на 40-45%, экспорт упал на 28,4% при росте импорта на 45,9%, отрицательное сальдо торговли возросло в 7,6 раза. По данным Минпромполитики Украины, в период с 2007 по 2012 г. доля импорта на внутреннем рынке выросла: в мебельной отрасли – с 41,2 до 75,6%, поставках холодильного и морозильного оборудования – с 77,7 до 83,1%, сельскохозяйственном машиностроении – с 76,5 до 79,8%, легковом автомобилестроении – с 41,1 до 82,8%.
Кому это выгодно?
"Золотым правилом" римской юридической системы был тезис "ищи, кому выгодно". Впрочем, искать долго не потребуется. В анализе Международного центра перспективных исследований "Оценки последствий соглашения о свободной торговле между Украиной и ЕС" говорится, что одним из положительных последствий Соглашения о ЗСТ с ЕС будет быстрое насыщение украинского рынка недорогими качественными товарами из Европы.
То есть страна рассматривается Евросоюзом как рынок сбыта своего ширпотреба, что вызовет (согласно анализу МЦПИ) рост конкуренции местных товаров с импортом, перенасыщение внутреннего рынка импортом, ликвидацию небольших предприятий из-за внешнего конкурентного давления. То есть официально признаётся, что ЗСТ с Евросоюзом выгодна Европе как способ обретения нового рынка сбыта. При этом промышленность Украины будет уничтожена, задавлена в конкурентной борьбе.
Цитата: "Деиндустриализация, во всяком случае, для Украины, процесс благоприятный. Промышленность обеспечивается капиталом и рабочей силой. В долгосрочной перспективе, именно как промышленная страна, Украина едва ли будет конкурентоспособна. Как и все страны среднего пояса. Рабочим, живущим в этих странах, приходится платить больше хотя бы потому, что здесь холоднее. В тропических и субтропических странах нет надобности тратиться на отопление и тёплые вещи. Следовательно, они могут обеспечить трудоёмкие производства дешёвой рабочей силой и будут иметь больше конкурентных преимуществ. Таким образом, на Украине нет ни дешёвой рабочей силы, ни благоприятного экономического климата. Последнее поправимо вследствие сближения именно с Европой, а не со странами ЕЭП или Таможенным союзом".
Это отнюдь не частное мнение какого-нибудь школьника, начитавшегося евросоюзовских агиток. Это официальная позиция Центра cоциально-экономических исследований "CASE Украина", озвученная её полномочным представителем. А сам этот Центр является партнёрской организацией Министерства экономики, Министерства финансов, Фонда государственного имущества, Государственной налоговой администрации, Национального банка Украины.
Данный Центр является ответственным за воплощение в жизнь проекта макроэкономических реформ Гарвардского института, разработанного для Украины в 1990-е годы. Основными заказчиками исследований Центра, производимых для перечисленных украинских учреждений, являются Еврокомиссия, Агентство международного развития США (USAID), Министерство иностранных дел Польши, Всемирный банк.
Среди других рекомендаций "CASE Украина" - всё то, что уже много лет требуют Европа и США: свободный рынок земли (включая земли сельхозназначения), возможность продажи земли иностранцам, ликвидация протекционистских мер в отношении украинской промышленности, допуск на рынки нефтегазодобычи, энергоснабжения, коммунальных услуг иностранцев. А также – ликвидация сертификации иностранных товаров, разрешительной системы в строительной отрасли, разделение железнодорожной монополии и приватизация железных дорог, ликвидация естественных монополий и передача их в частные руки.
Всё это и многое другое можно найти в "Концепции экономического развития Украины на 2008-2015 гг.", подготовленной влиятельнейшим во властных кругах фондом "Эффективное управление". Под чью диктовку писались рекомендации, прекрасно известно - это экс-глава Генерального директората по вопросам расширения в Еврокомиссии; бывший старший управляющий по делам стран Европы при Совете национальной безопасности США, директор по европейским экономическим вопросам и отношениям с Евросоюзом; бывший директор представительств МВФ и ЕБРР в Украине, директор "Морган Стэнли Украина"; экс-заместитель генерального директора департамента по торговле Еврокомиссии; экс-президент национального банка Венгрии; экс-премьер-министр Канады.
Единственное отличие документа ФЭУ от рекомендаций "CASE Украина" - наличие в документе планов по подъёму экономики. Однако курс на украинскую деиндустриализацию, удивительным образом совпавший с курсом на европейскую и американскую реиндустриализацию, проявился значительно позже. Тем не менее, подавляющее большинство остальных рекомендаций "Концепции" не менее удивительным образом совпали с обязательствами Украины, закреплёнными в Соглашении с ЕС.
Политика – концентрированное выражение экономики
Анализируя состав комитетов Верховной Рады ещё предыдущих созывов, автор пришёл к выводу, что по заполненности их представителями политических сил можно спрогнозировать основные тенденции развития украинского общества. В том числе – экономические приоритеты власть имущих.
Так вот, в тройку абсолютных лидеров по численности среди парламентских комитетов в новом созыве вошли Комитет по вопросам бюджета, Комитет по вопросам налоговой и таможенной политики и Комитет по вопросам аграрной политики и земельных отношений.
Если с бюджетным комитетом, позволяющим лоббировать выделение бюджетных средств в интересах отрасли, предприятия или региона, а также с вопросами налогообложения и таможенной политики всё ясно, то последний в тройке комитет далеко обставил по популярности даже Комитет по вопросам промышленной политики. С чего бы это?
Да с того, что мораторий на продажу земли сельхозназначения Украина будет вынуждена отменить после подписания Соглашения о Зоне свободной торговли с ЕС. И если пока ещё действует запрет на продажу украинских земель иностранцам, то, согласно всё тому же соглашению, Киев обязан безоговорочно исполнять все директивы и регламенты Евросоюза, которые будут приниматься после его подписания.
И хотя в соглашении указано, что к любым тендерам, любым конкурсным продажам государственной собственности иностранные граждане и предприятия должны будут допускаться на равных условиях с гражданами Украины и украинскими предприятиями, на организацию такого равноправия отведён довольно длительный период. Который можно использовать в далеко не общественных интересах. А пока суд да дело, подготовить почву для того, чтобы всё получилось быстро, аккуратно и недорого.
Человек есть то, что он ест
Обещаниями того, что независимая Украина если не завтра, так послезавтра накормит всю Европу и весь мир, кормят жителей страны с конца 1980-х. Однако сегодня она не способна прокормить даже себя саму.
После вступления в ВТО среднеарифметическая ставка ввозных тарифов для украинских сельхозпродуктов составляет 11,6% и является самой низкой среди стран-членов ВТО.
Для сравнения: защита аграрного рынка ЕС составляет 19,5%, Канады – 18%, Турции - 41,7%, Швейцарии - 43,5%, Норвегии - 55,8%. Польша при вступлении в ВТО получила право на 52%-й тариф по сельскому хозяйству, Венгрия - 22%, а Румыния - 98%.
Удельный вес молочной продукции, экспортного товара высокой степени переработки, сократился в общем экспорте сельскохозяйственной продукции с 5,8% в 2008 г. до 2,7% в 2012 г. Экспорт сухого молока, занимавший 31,8% в структуре поставок молочной продукции, за период 2008-2012 гг. снизился до 20,4%, а в ценовом измерении и вовсе в 2 раза. При этом производство отдельных видов молочной продукции становится нерентабельным.
Рост экспортных показателей дают товары низкой степени переработки, удельный вес которых динамично растёт. Если в 2008 г. их часть в общем экспорте составляла 62%, то к 2012 г. она поднялась до 71%. А новые экспортные "коньки" Украины – подсолнечник, соя, рапс – истощают наши всемирно знаменитые чернозёмы и ведут к их деградации. Аграрные предприятия Украины, за исключением малых, в январе-июне 2013 года реализовали на 11% меньше сельхозпродукции, чем за первые 6 месяцев 2012 года.
Украина не может обеспечить себя и мясом. Импорт мяса в 2012 г. вырос почти в 2 раза, а в ценовом измерении – в 2,5 раза, при этом импорт свинины в 2011 г. вырос в 2,3 раза по сравнению с 2007 г. Украинский рынок захватывает импортное сало из Польши, Германии и Голландии.
Та же картина и с плодоовощной продукцией: в 2008-2012 гг. в полтора раза увеличился импорт овощей и фруктов, причём за счёт традиционных для Украины огурцов, помидоров, яблок, абрикосов, персиков и т.д.
В январе-июне 2013 года реализация продукции растениеводства сократилась на 23%. Продажи пшеницы за первые полгода сократился на 48,3%, ячменя – на 2,8%, кукурузы – на 14,6%.
Вследствие обнуления с января 2011 г. импортных пошлин на алкогольную продукцию производство виноградных вин только за 6 месяцев сократилось на 41,3%. Из-за конкурентного давления закрыто 50 украинских сахарных заводов, украинские производители потеряли 11% внутреннего рынка, а суммарное количество потерянных рабочих мест в сахарной и свиноводческой отраслях составило 500 тыс. По прогнозам сахаропроизводителей в 2013 году, в сравнении с 2012 годом, производство сахара сократится ещё на треть.
Конец – это чьё-то начало
К чему приведёт деиндустриализация Украины, прекрасно известно: сотни тысяч людей останутся без средств к существованию. Этого не скрывают и радетели евроинтеграции. Например, в анализе МЦПИ среди негативных последствий вступления в силу Соглашения о ЗСТ с ЕС перечислены: рост безработицы из-за банкротств, сокращение численности работников, "утечка мозгов", утрата рабочих рук и в конечном итоге уменьшение численности населения. Не только и не столько из-за увеличения смертности в и без того постепенно вымирающей стране. В первую очередь – из-за трудовой миграции: люди просто вынуждены будут уезжать, чтобы прокормить себя и свои семьи.
С точки зрения евроинтеграторов, это правильно! Сегодня в Украине живёт слишком много людей, из-за которых невозможно ни накормить Европу, ни обеспечить её сырьём и энергоносителями.
Первые шаги в данном направлении уже делаются: в прессе время от времени проскакивают сообщения об интересе транснациональных сельскохозяйственных корпораций к созданию предприятий в Украине. По сообщениям СМИ Саудовская Аравия и Ливия уже запустили проекты агрогигантов, призванных поставлять всю выработанную продукцию в эти страны.
Один из мировых лидеров генно-модифицированных продуктов расширяет своё производство на украинских чернозёмах. США устами своего посла заявляют о том, что готовы закупить всю произведённую украинскую сельскохозяйственную продукцию в случае подписания Украиной Соглашения о ЗСТ с ЕС.
Украинские посольства в Европе с момента принятия Земельного кодекса атакуют желающие приобрести в спекулятивных целях десяток-другой гектаров чернозёмов. К чему это всё приведёт, известно по опыту Аргентины, где по рекомендациям МВФ и Всемирного банка большинство земель перешло сначала просто в частную собственность, а вскоре было скуплено иностранными агрофирмами.
В результате внедрения ими интенсивных технологий большинство сельских жителей осталось без работы и вынуждено питаться не производимыми на их бывших землях хлебом, картофелем, овощами и мясом, а кукурузными лепёшками. Поскольку вся эта продукция вывозится из страны.
Что же касается промышленного Донбасса, по которому в первую очередь ударит деиндустриализация, то нашлось применение и тамошним землям, непригодным для сельского хозяйства. Они отданы в практически вечное пользование англо-датской компании "Шелл" под добычу сланцевого газа. Добыча которого, кстати, запрещена в Англии, а теперь и во Франции. Отданы на таких условиях, что правительство будет насильно отбирать имущество у граждан Украины, если того пожелает "Шелл".
Каким бы чудовищным ни казался вывод о том, что деиндустриализация и депопуляция Украины проводятся преднамеренно, он – единственный, разумно объясняющий происходящее с украинской экономикой. Если, конечно, трезво оценивать ситуацию и не предполагать, что украинские политики как из власти, так и из оппозиции массово сошли с ума.
Александр ГОРОХОВ