Виктор Тарнавский
Не так давно рыночные аналитики дружно предсказывали падение цен на железную руду во второй половине текущего года. Большинство прогнозов исходили из понижения стоимости сырья до $110-120 за т CFR Китай, но некоторые специалисты считали возможным спад до $100 за т или даже менее. Основными причинами удешевления руды назывались избыточные объемы предложения и сокращение объемов выплавки стали в Китае.
Однако оба этих предположения оказались неверными – по крайней мере, на данный момент. Существенный рост производства и экспорта железорудного сырья наблюдается в последнее время только в Австралии. Так, компания Rio Tinto во втором квартале 2013 года выдала на 8% больше ЖРС, чем за предыдущие три месяца, а у BHP Billton и Fortescue Metals Group этот показатель составил 19 и 24% соответственно.
Но этот подъем был частично компенсирован уменьшением бразильского экспорта железной руды от 136 млн. т в первом полугодии прошлого года до 128 млн. т в январе-июне текущего года, а также практическим прекращением индийских поставок. По официальным прогнозам индийских властей, в текущем финансовом году (апрель 2013/март 2014) производство железной руды в Индии составит менее 100 млн. т, сократившись более чем вдвое по сравнению с рекордными показателями, а экспорт упадет до 7-8 млн. т. Как ожидается, Индия в этот период станет нетто-импортером руды. Несмотря на то, что Верховный Суд страны разрешил добычу сырья в штате Карнатака еще несколько месяцев тому назад, предприятия так и не возобновили работу из-за различных бюрократических проволочек, обычных для Индии.
Впрочем, решающую роль в изменении соотношения спроса и предложения на мировом рынке железной руды сыграл ее крупнейший потребитель – Китай. Июльские данные об объемах импорта оказались приятным сюрпризом для поставщика. В прошлом месяце китайские компании ввезли из-за рубежа рекордные 73,14 млн. т сырья, что на 10,8 млн. т превысило показатели июня. Всего за первые семь месяцев текущего года Китай импортировал 457,2 млн. т руды, на 8,0% больше, чем в тот же период годичной давности.
Специалисты объясняют эту волну закупок несколькими причинами. Во-первых, китайские металлургические компании вопреки прежним прогнозам не сокращают, а увеличивают объемы выплавки стали в расчете на расширение спроса на прокат в начале осени. При этом, внутренние цены на стальную продукцию в стране после незначительного понижения в конце июля снова пошли вверх, а металлурги ожидают более существенного повышения. Некоторые сталелитейные предприятия заявляют, что начали брать заказы на ноябрь, настолько велик спрос.
Во-вторых, китайские аналитики не исключают, что дело не столько в благоприятных ожиданиях, которым еще предстоит пройти проверку объективной реальностью, сколько в увеличении мощностей по выплавке стали в стране. По некоторым данным, в последние месяцы в Китае были введены в строй новые металлургические предприятия с совокупной производительностью, измеряемой десятками миллионов тонн в год. Часто за этими проектами стоят сравнительно небольшие, по китайским меркам, частные компании, так что продукция этих заводов может не включаться в официальную статистику.
Наконец, в-третьих, Китай увеличивает импорт железной руды, потому что внутренние производители сырья снижают обороты. По данным местных специалистов, стремительное экстенсивное развитие железорудного сектора в последние несколько лет привело к резкому падению качества руды. На многих предприятиях себестоимость превышает $130 за т в пересчете на 62%-ный концентрат. Поэтому, когда в мае-июне котировки опустились существенно ниже этого уровня, работа убыточных рудников была приостановлена и пока не возобновилась до сих пор.
Сочетание всех этих факторов привело к тому, что в начале второй декады августа спотовые котировки на 63,5%-ный индийский концентрат впервые с апреля достигли отметки $140 за т CFR. Правда, по мнению большинства специалистов, цены близки к достижению пика и вряд ли превысят $145 за т CFR. В последние несколько недель китайские компании активно наращивали запасы, а теперь, накопив достаточные резервы, резко уменьшат объемы закупок. Кроме того, ожидания китайских металлургов насчет экономического подъема в сентябре-октябре могут не оправдаться.
Поэтому аналитики не спешат отказываться от своих прежних прогнозов. По мнению многих экспертов, если Китай не сможет поддержать подъем, железная руда к концу текущего года таки подешевеет до $120 за т CFR, а то и менее.