Биржевая торговля стальной продукцией — давняя мечта экспертов, которые считают, что мировому рынку стали не достает четких ценовых ориентиров. Роль таковых, по их мнению, могли бы сыграть биржевые котировки. Разговоры о запуске так называемых “стальных фьючерсов” ведутся по меньшей мере с начала 2000-х годов. Такой проект рассматривали, в частности, Лондонская биржа металлов, Шанхайская биржа, Нью-Йоркская товарная биржа, однако ни один из них реализован не был. Причины этих неудач хорошо известны. Стоит назвать хотя бы большое разнообразие спецификаций стальной продукции (для биржевой торговли требуется однородный товар), трудности с хранением стали, наличие мощной инфраструктуры спотовых поставок. Тем не менее, в конце октября на Dubai Gold and Commodities Exchange (DGCX) стартовала торговля фьючерсными контрактами на арматуру. Это первый в мире пример организации биржевой торговли стальной продукции, поэтому не удивительно, что он привлек к себе повышенное внимание.
В качестве поставщиков арматуры, которая будет торговаться на DGCX, утверждены четыре турецкие компании, две саудовские и по одной из ОАЭ и Катара. В их число входят крупнейшие поставщики данной продукции на рынок Эмиратов — местная компания Emirates Iron and Steel, турецкая Kromen Celik и саудовская Sabic Steel. Для продажи предлагается арматура местного стандарта W 460 длиной 12 м, диаметр, насколько известно, не указывается, один лот составляет 10 тонн.
На первых торгах, состоявшихся 29 октября, были получены довольно скромные результаты. Всего было продано немногим более 70 лотов с поставкой на 11-14 февраля 2008 года, цена составляла около 605-612 долларов за тонну с поставкой на склад в Дубае. Впрочем, по мнению ряда экспертов, этому рынку понадобится от полугода до полутора лет, чтобы окрепнуть. Инициаторов биржевой торговли арматурой вдохновляет то, что ежегодно ОАЭ импортируют 3,5-4 млн. тонн данной продукции. По их мнению, потребителям будет выгодно приобретать хотя бы часть этого товара через биржу, минуя посредников. Кроме того, биржевые котировки станут важным индикатором, оказывающим влияние и на спотовые контракты.
Правда, у идеи стальных фьючерсов немало противников. В их число входит, в частности, “стальной магнат” Лакшми Миттал. Проблема заключается не только в физических трудностях организации биржевой торговли сталью. Сегодня на всех товарных биржах мира верховодят не реальные продавцы и покупатели, а финансовые спекулянты, которые способны манипулировать ценами в своих интересах лишь в незначительной привязке к реальным факторам спроса и предложения. Взлет, а затем резкое падение цен на никель, а также достижение нефтью абсолютного рекорда без каких-либо серьезных причин, резкие колебания цен на медь и олово в этом году показывают, что производителям стали, желающим стабильности, лучше не ввязываться в историю с биржевыми контрактами на стальную продукцию.
Из анонсированных на прошлой неделе проектов отметим заявление о строительстве очередного металлургического предприятия как раз в Персидском заливе. Компания United Steel Industries FZC собирается уже в 2008 году построить в эмирате Фуджейра мини-завод мощностью 1 млн. тонн в год, который будет выпускать арматуру и катанку.
Таких проектов в регионе анонсировано либо реализуется, наверное, уже около двух десятков, однако аналитики не считают их серьезной угрозой для экспортеров. Темпы роста потребления стали в странах Персидского залива уступают только китайским, ожидается, что в 2010 году совокупный спрос достигнет 90 млн. тонн, из которых более трети будет покрываться за счет импорта.
Китайцы теряют интерес к экспорту Цены на длинномерную стальную продукцию в Восточной Азии продолжают снижаться. Китайские компании по-прежнему предлагают заготовки по 580-600 долларов за тонну C & F, а длинномерный прокат — по 600-620 долларов за тонну C & F, но эти цены для потребителей уже выглядят завышенными.
На региональном рынке появились излишки японского металлолома, возникновение которых в свою очередь вызвано резким ужесточением строительных норм в Японии и падением спроса на конструкционную сталь в стране. В результате значительно снизились региональные цены на заготовки. Японские предприятия готовы продавать свою продукцию в Корею по 565 долларов за тонну C&F, тайванские полуфабрикаты подешевели до 565-570 долларов за тонну FOB. Аналогично начала сокращаться и стоимость готовой продукции. Потребители отказываются от предложений, в которых цены превышают 600 долларов за тонну C&F.
Китайские компании отвечают на этот спад уменьшением объема поставок. Местный рынок находится на подъеме, спрос на продукцию строительного сортамента очень высокий, а цены уже совсем немного уступают уровню внешнего рынка. Так, китайская металлургическая ассоциация CISA указывает средний уровень цен на арматуру диаметром 12 мм в период 22-26 октября в 4042 юаня (541 долларов) за тонну, а на 6,5 мм катанку — 3933 юаней (526,5 долларов) за тонну. При экспорте к отпускным ценам нужно прибавить 17% НДС, который экспортерам больше не возвращается, и 10%-ную экспортную пошлину, так что не удивительно, что металлурги не слишком заинтересованы в поставках за границу.
Падение цен в Восточной Азии снижает привлекательность этого рынка для компаний из Турции и СНГ из-за очень высокой стоимости доставки (порядка 80 долларов за тонну). Впрочем, ситуация в секторе длинномерного проката в Европе и на Ближнем Востоке ничуть не лучше. Ноябрьские цены, очевидно, будут как минимум на 5-10 долларов за тонну ниже, чем во второй половине октября, а европейские компании, страдающие от засилья импорта и низкого спроса, не исключают падения цен на арматуру на 40-50 евро за тонну в Средиземноморье. В конце октября стоимость арматуры на севере Европы достигала 440 евро за тонну ex-works, но на юге цены уже опустились до 410-425 евро за тонну. Турецкие компании предлагали аналогичную продукцию по 560 долларов за тонну FOB и ниже, а российские и украинские — по 525-540 долларов за тонну FOB.
Дешевеет в регионе и листовая сталь. Цены на горячекатаные рулоны из СНГ сократились в ноябре на 5-10 долларов за тонну, до около 555-610 долларов за тонну FOB, причем трейдеры не исключают дальнейшего понижения до конца года в Европе и на Ближнем Востоке. Внутренние цены в странах ЕС относительно стабильны. Горячекатаные рулоны в октябре колебались в интервале 475-490 евро за тонну ex-works, импортные цены в конце месяца составляли, в среднем, 480 евро за тонну CIF. Большинство металлургических компаний не ожидают никаких существенных изменений к лучшему до конца года, а готовящееся на 2008 год подорожание главным образом связывают с увеличением затрат на сырье.
В США в октябре цены слегка приподнялись. Этому способствовали согласованная политика американских компаний, дружно объявивших о повышениях, а также падение интереса потребителей к импорту из-за длительных сроков доставки и довольно высоких цен. По состоянию на конец октября стоимость арматуры, по данным Platts Metals , составляла в США в среднем 575-585 долларов за короткую тонну (907 кг) ex-works, а импортная продукция поступала по 560-570 долларов за короткую тонну CIF, подешевев на 10-20 долларов за тонну в течение месяца. Горячекатаные рулоны местного производства предлагались по 525-530 долларов за короткую тонну ex-works, а импортные — в среднем по 540 долларов за короткую тонну CIF. Некоторые американские производители рассчитывают на повышение цен и в ноябре-декабре, но большинство аналитиков считают их надежды совершенно беспочвенными из-за крайне низкого спроса.
День простоять, ночь продержаться В ноябре стартуют переговоры между импортерами и экспортерами железной руды, и начинаются они в явно не благоприятной для потребителей ситуации. Цены на 63,5%-ный концентрат на спотовом рынке достигли 175-180 долларов за тонну CIF Китай и могут в обозримом будущем еще возрасти из-за проблем с отгрузкой в Индии (из-за этого она в текущем году, по некоторым данным, сократит экспорт ЖРС на 15-20%) и дальнейшего удорожания фрахта. Уже сейчас доставка 1 тонны руды из Бразилии в Китай стоит около 90 долларов, а вскоре она, по мнению экспертов, подорожает и до 100 долларов.
В этой ситуации поставщики руды выставляют для своих покупателей тяжелые условия. По предварительным оценкам, они будут настаивать на увеличении цен в 2008-2009 финансовом году по меньшей мере на 50%. Австралийская компания BHP Billiton, которой, похоже, все не дает покоя тот факт, что ее руда обходится китайцам намного дешевле бразильской из-за меньших затрат на транспортировку, выдвинула новое предложение, “реформирующее” традиционный ценовой механизм — на этот раз о введении некоего “рыночного индекса”, на основании которого будут колебаться цены по годовым контрактам. Кроме того, BHP Billiton объявила, что будет поставлять больше руды на спотовый рынок, где цены выше.
Китайские компании, против которых направлены все эти инициативы, признают, что их зависимость от импортного сырья велика, а в 2008 году она только возрастет. На будущий год китайцы планируют выплавить 530 млн. тонн стали (в 2007 году — 480 млн. тонн), для чего потребуется закупить за рубежом 410 млн. тонн сырья (в 2007 году — 370 млн. тонн). Собственное производство руды в текущем году оценивается китайскими специалистами в 805 млн. тонн, но в ней, как правило, низкое содержание железа. При пересчете на 65%-ный концентрат это будет всего 383 млн. тонн.
Чтобы уменьшить последствия ценового шока для национальной металлургии, китайская сталелитейная ассоциация CISA рекомендует своим членам кооперироваться и заключать совместные долгосрочные соглашения с судовладельцами. Металлургические корпорации Baosteel и WISCO сами заказали у судостроителей несколько новых рудовозов. Кроме того, китайцы ищут альтернативных поставщиков сырья в Африке, Вьетнаме и некоторых других странах.
Однако все эти меры противодействия дадут эффект только в начале следующего десятилетия, когда проблема дороговизны железной руды, вероятно, уже не будет актуальной. Дело в том, что крупнейшие компании отрасли планируют на ближайшие годы крупномасштабное расширение производства: CVRD — от нынешних 300 млн. тонн до 450 млн. тонн к 2012 году, Rio Tinto — от 220 млн. тонн до 320 млн. тонн в 2011 году, BHP Billiton — от более 110 млн. тонн до 155 млн. тонн в 2010 году и 300 млн. тонн ещё пять лет спустя. Очень сомнительно, что мировой рынок железной руды сможет поглотить все эти дополнительные объемы, потому после 2010 года мировые цены на ЖРС, как ожидается, резко пойдут вниз.