Поволжские металлурги специализируются обычно на производстве готовой продукции, поэтому для них основная проблема – увеличение цен на сырье. Но из-за роста спроса на готовую продукцию представители отрасли чувствуют себя уверенноВсе растетСредняя себестоимость единицы товарной продукции российской металлургической отрасли постоянно повышается. С 1998 по 2005 год она увеличилась более чем в шесть раз. Основная причина — удорожание электроэнергии (рост тарифов в 3,5 раза) и природного газа для коксования (в 6,5 раза), а тарифы на железнодорожные грузовые перевозки увеличились за анализируемый период почти в пять раз.
Причем это не только российская тенденция. Уже несколько последних лет во всем мире растут цены на сырье – как для производства стали, так и для выпуска продукции из меди и алюминия. Увеличиваются затраты на соблюдение экологических требований и рабочую силу, дорожают нефть и газ. Свой вклад в рост цен на металлы вносит и девальвация доллара. В итоге за прошедший год объем мирового рынка металлов в денежном выражении прибавил 25%, превысив один трлн долларов — при том, что глобальное производство этой продукции в последние годы растет на 8–9% в год.
Особенно дорожают цветные металлы. Так, с начала года цены на медь на LME (Лондонская биржа металлов) увеличились к лету примерно на 50%, достигнув восьми тыс. долларов за тонну. По прогнозам экспертов Mitsui Bussan Commodities, в 2008 году медь прибавит в цене еще 9% — прежде всего изза роста китайской экономики, которая потребляет половину всей меди, а также вследствие спекуляций хеджфондов.
Движущим фактором роста цен на российском рынке, помимо роста затрат, является и ослабленная конкуренция. Из стран дальнего зарубежья поставлять металл в Россию дорого изза большого расстояния, к тому же наша инфраструктура не способна принять значительные объемы такой продукции изза рубежа. Наиболее отчетливо это проявляется на рынке стали: российские предприятия обеспечивают сегодня внутренние потребности на 90%.
Свой вклад в рост цен на металлы вносит и постепенная переориентация отечественных металлургов на внутренний рынок. Ситуация становится понятной, если сравнить растущую доходность продаж на внутреннем рынке и на экспортных направлениях, учитывая величину транспортных издержек, а также тарифные ограничения.
Благоприятные перспективыПользуясь стабильными заказами нефтегазовых и железнодорожных монополий, а также ростом спроса на продукцию из черных и цветных металлов со стороны строительного сектора и ЖКХ, наиболее крупные заводы выстраивают долгосрочные стратегии по хеджированию своих рисков. Это касается и поволжских трубных заводов, у которых сейчас прекрасное самочувствие.
Постоянно растет спрос на трубы большого диаметра (в Поволжье их изготавливает крупнейшее металлургическое предприятие — Выксунский металлургический завод из Нижегородской области). Тем не менее компании осваивают новые виды продукции. Так, в конце 2007 года в Выксе начнет работать первая очередь литейнопрокатного комплекса, который будет выпускать горячекатаный прокат со специальными свойствами для производства труб малого и среднего диаметра. Схема работы ОМК (в который входит Выксунский металлургический завод) после этого будет выглядеть следующим образом: на базе Чусовского металлургического завода (Пермский край) построят сталеплавильное производство по выпуску слябов, а из них на сталепрокатном стане начнут получать широкие листы и поставлять их на Выксунский металлургический завод для производства ТБД. Собственное производство листа позволит компании увеличить сырьевую независимость (в настоящее время 50% сырья для ВМЗ поставляет «Северсталь» – владелец основного конкурента ВМЗ Ижорского ТЗ) и обеспечит более надежную защиту от рыночных колебаний цен на сырье.
Как отмечают аналитики брокерской фирмы «Ленстройматериалы», себестоимость производства на ВМЗ в этом году увеличится примерно на треть, а выручка – почти на 50%. Чистая прибыль нижегородского предприятия в первом полугодии 2007 года составила около 6 млрд рублей, что почти в 2,5 раза превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Сказался опережающий рост цен на продукцию.
По той же причине и другие поволжские металлурги (специализируются в основном на переработке металлов) наращивают прибыль. Фундаментальные рыночные факторы дают им возможность повышать цены на свою продукцию и оставаться прибыльными даже с учетом постоянного роста издержек.