Банк Петрокоммерц закрыл свердловский завод за 1,4 миллиарда рублей



Кредиторы «Верхнесинячихинского металлургического завода» вскрыли схему банкротства предприятия с участием менеджмента компаний группы «МАИР». В течение нескольких лет имущество предприятия, заложенное под 1,4 миллиарда рублей банку «Петрокоммерц» (контролируется ОАО «ЛУКОЙЛ»), передавалось между несколькими юрлицами и фирмами-однодневками. Банк не вмешивался в этот процесс и отказывался истребовать долги. Тогда кредиторы ВСМЗ заподозрили «Петрокоммерц» в причастности к банкротству, и вот уже полтора года пытаются в судах «выбить» долги и побудить к активным действиям Генпрокуратуру РФ. А правительство Свердловской области тем временем все еще лелеет надежду, что завод удастся оживить, хотя бы сдав в аренду его площадку.
В правительстве Свердловской области не оставляют надежды вновь запустить «Верхнесинячихинский металлургический завод». «Возобновить производство на «Верхнесинячихинском металлургическом заводе» возможно. Правда, для этого инвестору придется вложить серьезные средства в предприятие. В настоящее время министерство промышленности и науки Свердловской области ведет переговоры с потенциальными инвестором, который заинтересован в размещении производства на площадке ВСМЗ», – сообщили «Правде УРФО» в министерстве промышленности региона.
Особое внимание стоит обратить на формулировку ответа чиновников. На площадке ВСМЗ возможно именно размещение производства. Продажа самого предприятия новому собственнику пока исключается из-за наложенного на имущество ареста до разрешения в суде споров кредиторов. Торговые дома «ВторРесурс» и «Союзспецсбыт», компания Legal Adviser требуют в общей сумме вернуть им порядка 16,5 миллиона рублей. Из этой денежной массы 9,5 миллиона приходится на поставщиков чугуна на ВСМЗ и 7 миллионов рублей – на Legal Adviser, выкупившую долг у «Свердловэнергосбыта» ОАО «КЭС-Холдинга» Виктора Вексельберга. Вероятно, компания олигарха избавилась от долга с большим дисконтом, посчитав эту задолженность невозвратной.
«Мы – коллекторская компания. Изначально представляли интересы «ВторРесурса» и «Союзспецсбыта». На все наши требования предоставить документы в ООО «Нигмас» (экс-владелец ВСМЗ, в стадии банкротства. – Прим. ред.) не было реакции. Чтобы получить их и стать полноценным участником судебного процесса, пришлось выкупить долг «Свердловэнергосбыта», – поясняет директор Legal Adviser Ульяна Степанова.
Наладить диалог с кредиторами в свердловском правительстве пытались весной 2012 года, в самом начале процедуры банкротства ООО «Нигмас». Тогда региональный минпром возвестил о привлечении на ВСМЗ, откуда было уволено порядка 500 человек, нового инвестора.
«С нами встречался Петров (вице-премьер по промышленности области. – Прим. ред.). Был представитель банка «Петрокоммерц». Петров спросил, сколько конкретно нам должны. 7 миллионов. Представитель банка сказал, что даст 700 тысяч рублей и не больше. Петров добавил, что либо мы возьмем эти деньги, либо в суде вообще ничего не получим. Просил отказаться от исковых требований и не мешать приходу нового инвестора. Для нас, «ВторРесурса» и «Союзспецсбыта» требуемые 16,5 миллиона – это большие деньги (при отказе от исков на истцов-кредиторов также лягут затраты на компенсацию судебных расходов. – Прим. ред.). Мы не согласились. Странно, что основной кредитор «Петрокоммерц» требований возврата долга не предъявлял», – восстанавливает хронологию событий Ульяна Степанова.
Банк «Петрокоммерц» свою позицию по отношению к возврату долгов ВСМЗ «Правде УРФО» прояснить отказался. За 4 года передачи завода, выступавшего залогом по кредиту, от одного банкротящегося собственника к другому учреждение ни разу не предъявило регрессных требований.
Как удалось установить кредиторам в ходе многочисленных судебных разбирательств, «Верхнесинячихинский металлургический завод» в 2008 году был отдан в залог под кредиты в 12 миллионов долларов для ООО «Металлургический завод ВСМЗ» и ЗАО «ТК «МАИРЦЕНТР» в 17 миллионов долларов. Кредитный залог находился в собственности компании ОАО «Верхнесинячихинский металлургический завод». Все три предприятия входили в группу «МАИР» Виктора Макушина, в экстрадиции которого в 2011 году Кипр отказал России.
«Через 8 месяцев после выдачи кредита ООО и ЗАО ушли в банкротство. То же произошло и с ОАО «ВСМЗ», но за 12 дней до банкротства эта компания передала кредит и залог ООО «Ирмет», которое также было подконтрольно «МАИРу». Через 2 недели «Ирмет» продает долг и завод ООО «Нигмас» (предприятие зарегистрировано на Кипре, по данным прокуратуры Алапаевска собственник – гражданин по фамилии Домунидис. – Прим. ред.)», – приводит данные для «Правды УРФО» Ульяна Степанова.
В качестве гарантии погашения долга перед банком «Нигмасу» были предоставлены векселя на 884 миллиона рублей от ООО «Втормет-Саратов», расчет по которым планировался в 2012 году. С мая 2009 года «Нигмас» вел хозяйственную деятельность на ВСМЗ. Компания получила еще, по меньшей мере, 3 кредита от «Петрокоммерца» на общую сумму порядка более 300 миллионов рублей. В 2011 году «Втормет-Саратов» был ликвидирован, а неплатежеспособность «Нигмаса» стала очевидной. Однако банк «Петрокоммерц» не встал в реестр кредиторов. Кроме того, у юристов до сих пор вызывает вопросы, как кредитное учреждение могло выдавать займы под залог, суммарная стоимость имущества которого заведомо ниже.
«Цена в договоре купли-продажи между «Нигмасом» и «Ирметом» – 70 миллионов. Цена в следующем договоре продажи имущества между «Нигмасом» и «Волга-Саром» 170 миллионов. Сколько он стоит реально, неизвестно. Учитывая сумму кредитов 29 миллионов долларов, сильно сомневаюсь, что даже в 2008 году завод столько стоил. Кроме тела кредита, еще ведь закладываются проценты и риски невозврата. Полагаю, цена этого завода на 2008 году была нереально завышена», – рассуждает один из экспертов рынка корпоративных юридических услуг.
За несколько недель до предъявления иска о банкротстве «Нигмас» продал без кредитного обременения имущественный комплекс ВСМЗ компании «Волга-Сар», собственник которой – кипрская компания «Вайлстрит Сервисез Лимитед». Банк «Петрокоммерц», чья служба безопасности должна была в этом случае первой забить тревогу, с владельцем долга, приблизившегося к 1,4 миллиарда рублей, разбираться в суде не стал.
У Legal Adviser и других кредиторов не возникает сомнений в «спланированности банкротства «Нигмаса» и вывода из него активов и возможной заинтересованности в этом банка». Тем более что к руководству компаний-владельцев ВСМЗ и кредитов имел отношение один и тот же человек – Александр Горяйнов. Он управлял «Нигмасом», который также зарегистрирован на Кипре, до прихода конкурсного управляющего Григория Первухина. Он же, по данным информационной системы «Спарк», – бывший руководитель ЗАО «Трейд-Т», которое до смены названия было зарегистрировано как ЗАО «ТК «МАИРЦЕНТР» (получившее кредит в 17 миллионов долларов). При этом Александр Горяйнов был одним из руководителей ЗАО «Ростовский завод». В числе владельцев уставного капитала этого предприятия значится Александр Егоров, которому также принадлежат 20% в УК «Маирконсалт», владеющей получившим кредит в 12 миллионов долларов ООО «Металлургический завод ВСМЗ». Посчастливилось Александру Горяйнову, по данным «Спарка», руководить и ПФК «Маирцентр». Последняя владела 20% в капитале ОАО «Верхнесинячихинский металлургический завод», изначально владевшего уральским предприятием.
Кредиторы ВСМЗ несколько раз обращались в Генпрокуратуру с требованием разобраться в банкротстве «Нигмаса». Однако все обращения в итоге спускались на уровень региональной прокуратуры, ГУ МВД Москвы и Свердловской области и далее пересылались между ними. Суд отказал кредиторам в требовании провести экспертизу деятельности «Нигмаса», которая могла бы подтвердить, что компания заведомо не могла вернуть кредит «Петрокоммерца».
«В суде было заявлено, что конкурсный управляющий Первухин якобы провел анализ работы «Нигмаса» и не нашел нарушений. Но он руководил предприятием с октября, а сделка по передаче имущества состоялась в мае. Как суд очевидного не видит?» – удивляется один из юристов компаний-кредиторов.
Схема банкротств и перемещения активов ВСМЗ, по данным кредиторов ООО «Нигмас» (источник: Машпортал).
Конкурсный управляющий Григорий Первухин в беседе с «Правдой УРФО» отказался от разъяснения своей позиции, заявив, что считает материал «заказным и знает заказчиков». Однако называть заинтересованные структуры не стал.
«Ему просто сказать нечего. Процедура (банкротства) ему заказана, как мы считаем, банком «Петрокоммерц», и он не выполняет свои обязанности. По сути своей эти деньги (кредитные) у банка украли, но они почему-то не расследуют эту ситуацию, а всеми способами пытаются похоронить «Нигмас». Они уже приняли решение о завершении процедуры банкротства, но мы им снова помешали ее завершить, так как подали иски о субсидиарной ответственности к учредителю «Нигмаса» и Горяйнову», – апеллировала Ульяна Степанова.
Однако привлечь к субсидиарной ответственности возможно только в случае проведения экспертизы «Нигмаса». В настоящее время кредиторы подали апелляцию на решение суда.
«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.
Справочно: Банк «Петрокоммерц». Руководитель Владимир Никитенко. Уставной капитал 6, 701 754 миллиарда рублей, 58,1% принадлежит ОАО «ЛУКОЙЛ».
ООО «Legal Adviser» зарегистрировано в Челябинске. Уставной капитал 10 тысяч рублей. Собственник 100% УК Ульяна Степанова.
Промышленная группа «МАИР» основана в 1992 году. Включала в себя сеть предприятия по сбору и переработке металлолома в России, Украине, Польше. К 2006 году в составе группы остались – «Сулинский металлургический завод», «Верхнесинячихинский металлургический завод», «Георгиевский арматурный завод» и «Загорский лакокрасочный завод». Как сообщает сайт группы, в 2009 году «МАИР» подверглась атаке со стороны государственных структур РФ. В результате ПГ «МАИР» была лишена большей части своих активов. Сейчас ПГ «МАИР» объединяет сеть предприятий по сбору и заготовке лома в России и Украине.
ЗАО «Трейд-Т» до 2011 года, по данным «Спарка», носило название «Торговая компания «МАИРЦЕНТР». По данным ЕГРЮЛ на 12 мая 2012 года, предприятие ликвидировано. Доли по 17% (17 тысяч рублей) в его уставном капитале имели Дмитрий Семин, Валентин Смирнов, Олег Бахарев, Алексей Гаевский, по 16% – Александр Васильев, Андрей Коссов.
«Трейд-Т» владела 32% в ЗАО «ПФК «Витал». В 2004 году в этой компании собственниками выступали на 15 декабря Виктор Макушин – 51,71% (10032 рубля), Лариса Макушина – 16,33% (3168 рублей), ООО «МаирФинанс» – 32% (6211 рублей).
ООО «Металлургический завод ВСМЗ», ликвидировано в январе 2012 года. 100% уставного капитала – 6,5 миллиарда рублей – принадлежит ЗАО «ИК «МАИРКОНСАЛТ». По 20% (2000 рублей) в УК этой компании владеют Евгений Гусев, Александр Голицын, Александр Егоров, Александр Филатов, Александр Степанов.
ОАО «Верхнесинячихинский металлургический завод» ликвидировано из-за банкротства 3 мая 2011 года. По 20% в уставном капитале имели ООО «Ставест», ЗАО «ПФК «Дилар», ЗАО «ПФК «МАИРЦЕНТР».
ООО «Нигмас» в стадии ликвидации. 100% (10000 рублей) в уставном капитале принадлежит кипрской компании Laval Trading Limited.
ООО «Волга-Сар» существует с 2009 года. 100% в УК принадлежит кипрской Вайлстрит Сервисез Лимитед.
Елена Архипова

Правда УрФО
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_2565.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru