Виктор Тарнавский
Пришедшее в августе сообщение о том, что двухлетний экономический спад в странах Евросоюза во втором квартале текущего года сменился небольшим, но бесспорным ростом, заметно улучшило настроения большинства участников регионального рынка стали. В конце августа – начале сентября покупатели стальной продукции возобновили операции, а металлургические компании, соответственно, получили возможность для повышения котировок.
Наиболее заметным оказалось увеличение стоимости длинномерного проката, составившее более 20 евро за т за месяц. Здесь совпали сразу несколько благоприятных для производителей факторов. Во-первых, в конце лета дистрибуторы, исчерпав большую часть резервов арматуры и катанки, начали закупки, создав весьма значительный спрос на эту продукцию. Во-вторых, длительные каникулы, взятые в текущем году многими европейскими мини-заводами, помогли убрать с рынка излишки продукции и даже создали некоторый дефицит. По данным Platts, если в середине лета срок доставки длинномерного проката в крупнейших странах Евросоюза составлял всего лишь две недели, то к сентябрю он возрос до трех-пяти недель. Это побудило трейдеров к накоплению запасов.
В-третьих, относительно низкие цены и невысокий курс евро по отношению к доллару способствовал падению объемов импорта. Турецкие компании в августе и начале сентября не предлагали длинномерный прокат европейским потребителям. Экспортеры из СНГ осуществляли незначительные поставки катанки, преимущественно, в страны Юго-Восточной Европы. Безусловно, слабая конкуренция с их стороны помогла европейским металлургам поднять котировки на свою продукцию. Наконец, в-четвертых, подорожание металлолома в Европе в августе-сентябре создало достаточный повод для подъема.
В начале сентября стоимость арматуры в Германии и странах Центральной Европы вышла в интервал 490-525 евро за т CPT, вернувшись к показателям начала текущего года. На юге, где спрос еще не восстановился, котировки составляют 450-470 евро за т EXW, однако металлурги рассчитывают на скорое повышение. По крайней мере, после длительного перерыва закупки европейского длинномерного проката возобновились в Алжире. В конце августа – начале сентября поставщикам пришлось пойти на некоторые уступки и понизить цены на арматуру до 450-460 евро за т FOB, но во второй половине текущего месяца они намерены взять реванш.
Менее выраженным оказался рост в секторе плоского проката. Подорожание затронуло, в первую очередь, Италию, где летом цены значительно отставали от общеевропейского уровня. Однако в последние две недели итальянские компании подняли котировки на горячекатаные рулоны на 20-30 евро, до 450 евро за т EXW и более, фактически уравняв их со стоимостью данной продукции в Центральной Европе (450-470 евро за т EXW), а на толстолистовую сталь – более чем на 40 евро, до 500-520 евро за т EXW.
Конечно, поставщики листовой стали по всему региону настроены на повышение цен, но многие потребители по-прежнему настроены осторожно и заявляют о неготовности к новым котировкам. Дело в том, что несмотря на некоторое улучшение европейская экономика по-прежнему далека от благополучия. Рост во втором квартале был обеспечен, главным образом, за счет Германии, Франции и некоторых других стран, которые и ранее выглядели лучше других. В то же время, аутсайдеры не подтягиваются к лидерам, а политика жесткой бюджетной экономии в кризисных странах продолжает разрушать их экономику.
Серьезной проблемой для региональных промышленников остается дефицит финансовых средств. Как признает глава Европейского центрального банка (ECB) Марио Драги, финансовые учреждения Евросоюза продолжают сокращать объемы кредитования реального сектора экономики, тем самым препятствуя его восстановлению. По прогнозу ECB, в 2014 году темпы роста ВВП в Евросоюзе составят не более 1,0-1,1%, что никак не назовешь хорошим результатом.
По этой причине европейские металлурги, вероятно, не смогут реализовать полностью объявленное ими повышение котировок на плоский прокат на 20-30 евро за т по сравнению с предыдущим месяцем. Скорее всего, этот рост будет более скромным и завершится новой стабилизацией.