Рынок железной руды раз за разом обманывает ожидания специалистов



Виктор Тарнавский
Повышение спотовых цен на железную руду в конце июля и первой половине августа вызвало ряд противоречивых прогнозов. Одни эксперты предсказывали на осень продолжение роста цен вплоть до $160 за т CFR Китай. Другие, наоборот, напоминали о том, что третий квартал традиционно считается «слабым» на рынке руды (в прошлом году, например, котировки в сентябре даже опустились ниже отметки $100 за т), и ожидали понижения до $120-125 за т CFR.
Однако в действительности не произошло ни того, ни другого. Пройдя пик подъема на уровне $142 за т CFR для индийского 63,5%-ного концентрата или австралийской 62%-ной руды, котировки начали очень медленно скользить вниз. К концу первой декады сентября они достигли относительной стабилизации в районе $135-136 за т CFR. Можно предположить, что и в обозримом будущем цены будут колебаться в интервале $130-140 за т CFR Китай. Во всяком случае, по мнению ряда экспертов, рынок выглядит сейчас в целом сбалансированным. Его сильные и слабые стороны уравновешены.
Высокие цены на сырье обеспечиваются, прежде всего, интенсивными китайскими закупками. В августе объем импорта составил 69,0 млн. т. Это уступает рекордному июльскому показателю (более 73,1 млн. т), но все же представляет собой третий по величине результат в истории. С начала текущего года в Китай было поставлено уже 485,9 млн. т железорудного сырья, на 8,3% больше, чем за первые восемь месяцев прошлого года.
Выплавка стали в Китае после небольшого летнего спада снова растет, так как металлургические компании рассчитывают на сезонное расширение спроса на стальную продукцию в осенние месяцы. Пока ажиотажа на рынке не наблюдается, однако китайским компаниям удалось в сентябре возобновить повышение цен как на внешнем, так и на внутреннем рынке несмотря на удешевление железной руды. Судя по всему, как минимум, до зимы китайские компании будут поддерживать выплавку стали на высоком уровне и тем самым оказывать поддержку рынкам сырья.
По крайней мере, на достаточно длительное сохранение высоких цен рассчитывают некоторые индийские железорудные компании, в конце августа – начале сентября расширившие поставки за рубеж несмотря на действующую в стране 30%-ную экспортную пошлину на железную руду. Как правило, на продажу идут окатыши или мелочь с высоким содержанием железа. Благодаря рекордно низкому курсу рупии по отношению к доллару экспортеры получают прибыль несмотря на необходимость уплаты пошлины.
С апреля по июль индийский экспорт железорудного сырья составил всего 3,9 млн. т, поэтому местные специалисты прогнозировали, что по итогам 2013/2014 финансового года (апрель/март) данный показатель не превысит 12 млн. т. Но в последнее время предполагаемый объем внешних поставок подскочил до около 20 млн. т, что превышает уровень 2012/2013 финансового года (18,4 млн. т). Правда, по мнению специалистов, власти должны скоро пересмотреть ставку экспортной пошлины, понизив ее до 20%.
Ведущие австралийские экспортеры железной руды, для которых июль был рекордным месяцем по объему поставленного за рубеж сырья, тем не менее, придерживаются осторожной политики. Вероятность резкого падения цен на сырье до $80 за т CFR и менее остается вполне реальной, просто этот обвал переносится с конца текущего – начала следующего года на 2015 год. Мировой рынок железной руды по-прежнему находится под угрозой глобального избытка предложения вследствие ввода в строй ряда новых крупных ГОКов в ближайшие годы.
По оценкам швейцарского инвестиционного банка Credit Suisse, для того чтобы новые предприятия стали рентабельными, стоимость руды должна быть не ниже $90 за т FOB Австралия, поэтому крупнейшие экспортеры не заинтересованы в ценовом обвале, хотя на их действующих активах себестоимость добычи сырья оценивается в $40-50 за т. Поставщики стараются действовать максимально гибко. В частности, компания Rio Tinto, второй по величине экспортер руды в мире, заявила в начале сентября, что объем ее производства в 2018 году может варьироваться от 300 млн. до 375 млн. т в год в зависимости от реальных потребностей рынка. При этом, программа расширения транспортной инфраструктуры, которую в настоящее время реализует компания, предполагает доведение экспортных мощностей до 360 млн. т в год к 2018 году.
Если ведущие экспортеры железорудного сырья, действительно, смогут регулировать объемы поставок, рынок, вероятно, сможет избежать длительного спада, который на протяжении последних нескольких лет предсказывался всеми без исключения специалистами. Однако, в то же время, сейчас сложно сказать, сохранят ли цены на руду постоянство хотя бы до конца текущего квартала.

Русмет
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_2573.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru