Африканские приключения Миттала



Пока глава совета директоров концерна ArcelorMittal Лакшми Миттал вел непростые переговоры с Еврокомиссией о судьбе своих европейских предприятий, неприятности нарисовались у него в тылу. Решение правительства Сенегала расторгнуть сделку по продаже прав на разработку железорудного месторождения Фалеме стало неприятной неожиданностью для индийского магната. Ведь с транснациональными корпорациями власти африканских стран предпочитают не ссориться. А тут еще и международный суд встал на сторону официального Дакара.
Ралли Дакар-Париж
Фалеме с оценочными запасами в 750 млн тонн досталось Л.Митталу в 2006 году. Досталось при неоднозначных обстоятельствах. Ранее, еще в 2004, его отдали в разработку южноафриканской Kumba Iron Ore. Но потом, видимо, Л.Миттал сумел найти какой-то особенный подход к сенегальским властям. Потому что они вдруг передумали сотрудничать с Kumba. Хотя южноафриканцы успели провести на местрождении предварительные геологоразведочные работы. Они пытались опять договориться с Сенегалом, но безуспешно.
Планы в Сенегале у тогда еще Mittal Steel были масштабные. Корпорация собиралась до 2011 года построить здесь ГОК производительностью 15-25 млн тонн ЖРС в год, проложить от Фалеме к побережью железнодорожную линию и построить перевалочный портовый терминал. Затраты на проект оценивались в 2,2 млрд долл. Сумма, надо сказать, немаленькая даже для крупнейшего в мире производителя стали. Тем более что еще 1 млрд долл. Л.Миттал собирался инвестировать в близлежащей Либерии, тоже в освоение железорудного месторождения.
Впрочем, на тот момент ArcelorMittal находился на пике возможностей и свободно мог оба проекта осилить. Но тут подоспел глобальный кризис, который и спутал все планы Л.Миттала. Конечно, он пытался как-то выйти из положения. Например, в 2010 году договаривался о совместном освоении Фалеме с индийской государственной горнорудной компанией National Mineral Development Corporation. Но эти переговоры ни к чему не привели. И глава совета директоров ArcelorMittal объявил, что на период экономического кризиса сворачивает инвестиции в развитие.
Но это не устраивало правительство Сенегала, которое еще раньше, в июле 2009, предупредило концерн: либо он выполняет все взятые инвестобязательсва, либо у Фалеме будет новый владелец. Л.Миттал на это ответил, что готов к сотрудничеству в данном проекте, но в настоящее время не в силах реализовать его самостоятельно. Хотя, безусловно, он немножко при этом лукавил. Да, цены на металлопродукцию упали, стоимость заемных средств выросла. Но это не помешало главе ArcelorMittal в апреле 2010 объявить о планируемых в течение 4 лет инвестициях 5 млрд долл. в железорудные месторождения и стальное производство на территории Бразилии.
При этом собственное производство ЖРС в Бразилии у концерна должно возрасти с 5 до 15 млн тонн в год. Тогда же, в апреле 2010, концерн получил лицензию на разработку железорудного месторождения в индийском штате Джарханд с запасами примерно 200 млн тонн. И проект в Либерии Л.Миттал в итоге все же довел до этапа коммерческой добычи. Поэтому неудивительно, что сенегальцы на него слегка обиделись за такое избирательное отношение и договор купли-продажи Фалеме расторгли. Между тем терять потенциально перспективный актив индийский магнат тоже не захотел и обратился в международную торговую палату третейского суда в Париже.
Однако его решение, о котором стало известно на прошлой неделе, оказалось не в пользу концерна. Суд пришел к выводу, что сенегальские власти имели юридические основания забрать у Л.Миттала права собственности на Фалеме. Причем это решение является предварительным. В частности, еще предстоит разобраться со встречными исковыми требованиями компенсации за моральный ущерб, выдвинутыми правительством Сенегала. Они хотят получить с ArcelorMittal довольно взрослую сумму в 750 млн долл.
Даже если сделать это не удастся, проблем с поиском новых инвесторов для Фалеме по идее не должно быть. Сложно сказать, захочет ли вернуться туда Kumba, по итогам 2012 сократившая чистую прибыль на 28%, до 1,4 млрд долл., при росте железорудного производства на 4%. Зато по-прежнему активны китайцы, которые ищут любую возможность для инвестиций в Австралии и Бразилии, основных поставщиках ЖРС на мировой рынок.
Альтернативой им многие эксперты считают Африку с перспективой выхода на отгрузку 115 млн тонн железной руды ежегодно. Представители КНР ранее уже обозначили здесь свое присутствие. Например, в Габоне консорциум во главе с China National Machinery&Equipment Import&Export Corp. получил права на разработку месторождения Белинга с запасами 500 млн тонн. Компания Sinosteel занимается разведкой железорудных запасов в Камеруне, а China Union – в Либерии. Учитывая, что китайские металлурги прочно удерживают пальму мирового первенства по выплавке стали, можно не сомневаться в интересе к Фалеме.
Вряд ли их остановят негативные прогнозы по рынку в среднесрочной перспективе. Например, Goldman Sachs полагает, что в 2013 средняя цена на ЖРС снизится до 139 долл./тонн, далее в 2014 – до 115 долл./тонн, в 2015 – до 80 долл./тонн. В любом случае домны и конвертеры в КНР надо чем-то загружать и Западная Африка, в частности Сенегал, – вполне интересный бизнес-вариант. Что же касается Л.Миттала, о потере Фалеме он вряд ли станет жалеть в условиях, когда сталеплавильные мощности концерна простаивают в Европе и с перебоями работают в той же Африке и Северной Америке.
Впереди Африки
Ранее африканские страны по праву считались эталоном коррупции в мире. Но вот несколько лет назад Украина решила побороться с ними за этот сомнительный статус. Например, в глобальном рейтинге коррупции, составляемом организацией Transparency International, она заняла 134 место из 180 в 2008 году. Рядом расположились такие экзотические страны как Конго, Камерун, Папуа – Новая Гвинея и Бангладеш. Далее было только хуже: 152 место в 2011 и 144 за 2012 год. Наверное, поэтому неудивительно, что в Украине Л.Митталу удалось сделать то, чего он не смог в Сенегале.
А именно – утрясти все проблемные вопросы, связанные с невыполнением инвестобязательств. Да, в отличие от заводов концерна в Евросоюзе, комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог" работает, как часы. То есть не знает простоев и перебоев. За январь-август нынешнего года выплавка стали здесь выросла на 0,4%, до 4,23 млн тонн, выпуск проката – на 3%, до 3,7 млн тонн. Но все это благодаря низкой себестоимости металлопродукции. Достигаемой не за счет проведенной модернизации производства, а за счет собственной ресурсной базы ЖРС, которой не хватает европейским подразделениям концерна.
Поэтому с обязательством выпускать на криворожском комбинате 5-6 млн тонн проката в год ArcelorMittal худо-бедно справляется. Например, за 2012 он вырос на 13,3%, до 5,59 млн тонн. В соответствии с договором купли-продажи "Криворожстали" реализация должна быть не менее 9,5 млрд грн. в сравнительных ценах 2005 года, – чистый доход за 2012 составил 28,9 млрд грн. В том числе не менее 5% в его структуре должно приходиться на товарный чугун и не менее 16% за стальную заготовку. И это выполнено. Инвестиции должны быть 200 млн долл. в год. Согласно отчетности предприятия, за 2012 они составили 1,462 млрд грн.
То есть менеджмент и собственники и здесь почти уложились в обозначенные рамки. Другое дело, что из модернизации производства на АМКР за последние годы можно вспомнить разве что строительство МНЛЗ: 1 из 5 первоначально предусмотренных. Строительство новой аглофабрики отложено на неопределенный срок, закрытие мартеновского цеха тоже перенесено и т.д. Но самое главное – из прежних 56 тыс. работников на комбинате осталось менее 32 тыс. на данный момент. Более того, озвучены планы по дальнейшему сокращению до 17,6 тыс. чел. Причем все это на вполне законных основаниях.
Поскольку сначала в 2009 году в инвестиционный договор Фонд госимущества Украины согласился внести изменения, которыми отсрочил запуск новых производственных мощностей, включая аглофабрику. Позднее, в 2011, было подписано допсоглашение, которым, по словам тогдашнего гендиректора АМКР Рината Старкова, прекращено действие социальной части инвестобязательств Л.Миттала. Если так, то получается, что сейчас к нему нельзя предъявить претензии за массовые сокращения криворожских металлургов.
Стоит отметить, что, например, в Венгрии власти страны инициировали возвращение в госсобственность меткомбината Dunaferr из-за планов его владельца, корпорации "Индустриальный союз Донбасса", сократить 1,5 тыс. рабочих. Хотя ИСД ощущает негатив от глобального кризиса даже больше, чем ArcelorMittal, официальный Будапешт не захотел посчитать это как смягчающее обстоятельство для невыполнения социальных обязательств. Принципиально подошли к данному вопросу власти Польши и Сербии – на меткомбинатах Huta Czestochowa все той же ИСД и Zelezara Smederevo американской корпорации US Steel.
Да и в Западной Европе Л.Миттал был вынужден под давлением Еврокомиссии отказаться от планов по остановке метпредприятий. Произошло это после того, как еврокомиссар по промышленной политике Антонио Таджани сообщил, что ЕК рассмотрит вопрос о введении заградительных пошлин на импорт металлопродукции ArcelorMittal в Европу из других регионов. В Украине также имеются сторонники жесткого диалога с индийским магнатом. В частности, представители Коммунистической партии Украины в Верховной Раде зарегистрировали законопроект о возвращении АМКР в госсобственность.
Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев в комментарии МинПрому спрогнозировал, что данный закон не наберет необходимого количества депутатских голосов. "Его не поддержат ни правящая Партия регионов, ни оппозиция. Думаю, что коммунисты и сами это понимают", – сказал он. По мнению эксперта, внесение такой инициативы в парламент следует рассматривать как начало президентской избирательной кампании лидером КПУ Петром Симоненко.
"Отказ регионалов и оппозиции голосовать за этот законопроект позволит подчеркнуть месседж КПУ, что власть и оппозиция защищают интересы крупного капитала, олигархов, а коммунисты – за народ. В глазах части избирателей, не знающих особенностей приватизации Криворожстали, это позволит набрать КПУ определенные баллы. В дальнейшем от них будут и другие подобные антиолигархические законопроекты", – полагает В.Карасев.
Прогноз эксперта подтверждается решением Специальной контрольной комиссии Верховной Рады по вопросам приватизации, которая в данном случае является профильным комитетом. Формально ее мнение – ориентир для всех депутатов при рассмотрении законопроекта в сессионном зале.
Так вот, 12 сентября стало известно, что комиссия рекомендовала Верховной Раде отклонить законопроект. Обосновывая свое решение, комиссия обратила внимание на необходимость вернуть владельцу предприятия уплаченные в 2005 году 24,2 млрд грн. (по тогдашнему курсу – 4,8 млрд долл.). И вообще право собственности в Украине является нерушимым, напомнили члены комиссии. Любопытно, что возглавляет комиссию нерушимых борцов за права частной собственности коммунист Евгений Мармазов…

Минпром
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_2583.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru