В конфликт вокруг изменения правил хранения металлов на LME вслед за американской Alcoa включился "Русал" Олега Дерипаски. Чтобы освободить место на складах, биржа планирует отгрузить 37% запасов алюминия покупателям. В "Русале" полагают, что это обрушит цены на металл и сократит премии за отгрузку, благодаря которым компании пока удается продавать алюминий чуть выше себестоимости. Источники "Ъ" на рынке полагают, что снижение цен может быть сознательной целью нового владельца LME — Гонконгской биржи, поскольку оно выгодно китайской экономике.
Вчера "Русал" Олега Дерипаски сообщил, что направил совету директоров Лондонской биржи металлов (LME) комментарии относительно предложенных биржей изменений в правила регулирования складов. У LME 36 лицензированных складов для отгрузки металлов покупателям. Действующие правила ограничивают ежедневную отгрузку металлов 3 тыс. тонн с каждого склада, из-за чего потребителям приходится ждать своей очереди 200-300 дней. Такая политика приносит прибыль владельцам складов, в числе которых крупные банки Goldman Sachs и JP Morgan, а также металлотрейдеры Glencore Xstrata и Trafigura. За немедленную отгрузку продавец просит премию, таким образом, вырастает итоговая стоимость.
Сложившаяся практика уже стала поводом для иска. Его подала небольшая американская Master Screens. Ответчиками выступают Goldman Sachs, JP Morgan Chase, LME и Metro International Trade Services, управляющая складами. Их обвиняют в искусственном затягивании поставок алюминия, проданного через биржу, и извлечении двойной прибыли за счет получения денег за хранение и повышения цены металла.
Летом 2012 года Гонконгская фондовая биржа (HKEx), которая готовилась купить LME (сделка была закрыта в декабре), заявила, что намерена изменить правила хранения металлов и сократить время ожидания в очередях. Срок рассмотрения предложений от участников рынка истекает 30 сентября. Планируется, что в октябре новые правила утвердит совет директоров LME, они должны вступить в силу 1 апреля 2014 года.
Сами LME и HKEx предлагают увеличить ежедневный лимит отгрузки металлов, чтобы она превышала объемы поставок на склады, и так постепенно разгрузить их. Время хранения каждой партии металла предлагается ограничить 100 днями. Но главное, HKEx предлагает незамедлительно отгрузить все уже законтрактованные объемы алюминия, что составляет около 2 млн тонн из 5,4 млн тонн, находящихся на складах.
Последнее предложение вызвало протесты крупнейших производителей алюминия. На прошлой неделе против выступила Alcoa, а вчера к ней присоединился "Русал". В компании сомневаются, что среди покупателей, ждущих отгрузки 2 млн тонн алюминия, много реальных потребителей. В "Русале" опасаются, что "металл со складов просто будет перемещен на другие склады" для перепродажи, что приведет к снижению цены на алюминий и премий за его поставку, которые получает производитель. В LME ситуацию не комментируют.
Николай Сосновский из "ВТБ Капитала" полагает, что в случае реализации предложений о немедленной отгрузке 2 млн тонн алюминия цена на него может снизиться с нынешних $1750 за тонну до $1440 за тонну (как в кризисный 2008 год). Прогнозировать сокращение премий эксперты не берутся. В "Русале" говорят, что премии уже начали снижаться. В компании подчеркивают, что даже сейчас цена алюминия с учетом премии не является адекватной и производство металла находится на грани рентабельности (см. график).
Источники "Ъ" на рынке объясняют планы HKEx не только заботой о потребителях. Купив LME, китайцы получили возможность влиять на цены многих металлов, крупнейшим потребителем которых является КНР, говорят собеседники "Ъ". Хотя Китай может обеспечить себя алюминием (по прогнозу Beijing Antaike Information Development, в 2013 году спрос составит 23,35 млн тонн при производстве 24 млн тонн), около половины мощностей страны неэффективны и существуют только за счет госсубсидий. Поэтому, считают собеседники "Ъ", китайцы будут увеличивать объемы импорта и пытаться снизить стоимость металла.
Роман Ъ-Кондратьев, Анатолий Ъ-Джумайло