ВСМ-2 РЖД поставит ЕВРАЗ и Мечел в зависимость от экономического кризиса



ОАО «РЖД» не оставляет планов прокладки высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Казань – Екатеринбург до 2018 года. Свои намерения регионам госкорпорация пытается подтвердить на публичных слушаниях, посвященных прокладке железнодорожной линии. Однако в сроках реализации проекта, от которого зависит успешная деятельность «ЕВРАЗа» и «Мечела», региональные власти сильно сомневаются. Дефицит федерального бюджета заставляет сокращать как госпрограммы, так и инвестпроекты транспортного монополиста. В результате строительство ВСМ может затянуться на несколько лет сверх планов, а сегодня попытки РЖД представить проект как «вопрос уже решенный» аналитики и чиновники рассматривают не более как «пиар проект».
Пока строительство высокоскоростной ветки Москва – Казань – Екатеринбург ограничивается лишь примерными планами и сроками. Первый этап – строительство магистрали Москва – Казань ОАО «РЖД» планирует сдать к Чемпионату мира по футболу в 2018 году. Однако проектируется магистраль до Екатеринбурга.
В подтверждение планов дочка РЖД ОАО «Высокоскоростные магистрали» провела сегодня общественные слушания, посвященные влиянию строительства ВСМ-2 на окружающую среду, хотя предварительные изыскания начнутся в лучшем случае только в декабре 2013 года. До конца 2014 года материалы оценки воздействия на окружающую среду будут уточняться. Впрочем, немногочисленных участников общественных слушаний, собравших, в основном, представителей муниципальной власти, свердловских министерств и специалистов СвЖД, больше волновали вопросы проектировки ВСМ и ее окупаемости.
«Администрация согласовала предварительный маршрут, но у нас 2 охотничьих хозяйства на его территории», – заявил представитель Красноуфимского городского округа.
Производство заказа ОАО «РЖД» на заводах «ЕвразХолдинга»
«Мы обратимся к вам при определении проектных решений», – отодвинул обсуждение проблемного вопроса и.о. замдиректора ОАО «Высокоскоростные магистрали» Юрий Котлов.
По намеченному проекту ВСМ-2 должна соединить Москву, Владимир, Петушки, Ковров, Гороховец, Дзержинск, Нижний Новгород, Чебоксары, Набережные Челны, Елабугу, Ижевск, Казань. На втором этапе строительства, с 2019 по 2023 год, к маршруту добавятся станции в городах Свердловской области – Ачите, Бисерти, Первоуральске, Екатеринбурге. Длина маршрута Москва – Казань составит 763 километра. Ориентировочная стоимость проезда, по словам Юрия Котлова, 3800 рублей.
По предварительным расчетам протяженность маршрута Казань – Екатеринбург будет примерно равна проложенному от столицы до Казани. Следовательно, цена билета Екатеринбург – Москва составит по текущим ценам не менее 7 тысяч рублей. Запустить поезда по ВСМ-2 рассчитывают уже в 2018 году.
«Пока сроки очень жесткие. Проектирование должно закончиться в конце следующего года. Сейчас идут изыскания, впереди еще большой международный конкурс по выбору проектировщика. Магистраль должна быть построена к чемпионату мира. До Казани. Сейчас финансовая и организационно-правовая модели прорабатываются. На экономическом форуме Путин сказал, что есть три приоритетных проекта. Один из них наш. Конечно, хотелось бы построить все в срок», – рассказал «Правде УРФО» Юрий Котлов.
Значимость проекта ВСМ-2 для российской промышленности в РЖД подчеркивают особо и отдельно. Благодаря ему будет обеспечен спрос на 100-метровые рельсы, выпуск которых наладили НТМК («ЕВРАЗ») и «Челябинский металлургический комбинат» («Мечел»).
«Строительство и эксплуатация ВСМ – это проект, в который вовлекаются предприятия почти всех отраслей промышленности. Российский бизнес получил заказ только на производство строительных конструкций больше чем на 270 миллиардов рублей. По словам вице-президента РЖД Вадима Морозова, в 2014 году РЖД планирует закупать от 100 до 130 тысяч тонн рельсов у «Мечела», у «ЕВРАЗа» – примерно 600 тысяч тонн. С 2015 году РЖД собирается вообще отказаться от импортной продукции и закупать рельсы только российских производителей», – отметил Юрий Котлов.
При этом руководитель дочки РЖД обошел стороной вопрос сокращения инвестиционных программ самого транспортного монополиста. Изначально инвестпрограмма РЖД на 2014 год планировалась в объеме 389 миллиардов рублей. Однако в связи с предложением премьера РФ Дмитрий Медведева заморозить тарифы на железнодорожные перевозки президент РЖД Владимир Якунин заявил, что потери компании составят 91–93 миллиарда рублей, и потребовал заместить их субсидиями из бюджета, одновременно пригрозив масштабным увольнением персонала. В настоящее время переговоры руководства госкомпании и правительства РФ продолжаются. Однако в регионах считают более чем вероятным увеличение сроков строительства ВСМ-2 из-за дефицита средств госмонополиста.
«Первый этап реализации проекта ВСМ-2 планируется до 2019 года, второй – с 2019 до 2023 года. Я не исключаю, что может быть сдвижка вправо. Думаю, предложенные сроки – это самый оптимистичный вариант. С учетом того, что мы испытываем финансовые сложности и планируется внести изменения в бюджет, вполне возможно, что будет сдвижка сроков вправо. Мне тяжело судить насколько. Мы четко не понимаем пока, как будет развиваться экономическая ситуация в стране дальше», – сообщил «Правде УРФО» вице-премьер Свердловской области Сергей Зырянов.
Его коллега по региональному кабмину вице-премьер по экономике Алексей Орлов тему строительства ВСМ-2 пока комментировать и вовсе отказывается: «Я вам даже отвечать про ВСМ боюсь». Эксперты решение судьбы ВСМ-2 относят исключительно к решениям федерального центра.
Карта ВСМ на территории Свердловской области
«Замораживание тарифов может оттянуть любые проекты РЖД, так как приводит к сокращению чистого денежного потока, который необходим, например, на ВСМ-2. Насколько я понимаю, ВСМ-2 стояла как-то особняком в инвестиционных проектах компании. У РЖД планировались инвестиции на другие цели. Насколько я понимаю, они рассчитывали, что государство построит ВСМ преимущественно за счет собственных средств. Думаю, правительство будет изыскивать возможности финансирования ВСМ за счет привлечения внебюджетных источников, займов. Учитывая, что бюджет уже почти сверстан, может быть использован фонд национального благосостояния на этот проект. Пока сигнала, что средства фонда трогать не будут, не было», – полагает старший аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков.
Предварительно общая стоимость магистрали Москва – Казань оценивается в 928 миллиардов рублей. По подсчетам РЖД потребность в госфинансировании до 2018 года составляет 650 миллиардов рублей. С учетом пересмотра роста тарифов на 2014 год суммы могут быть скорректированы, что, в свою очередь, может оказать влияние на договоренности по закупкам рельсов у «Мечела» и «ЕВРАЗа». И не в пользу металлургических компаний.

Правда УрФО
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_2616.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru