Виктор Тарнавский
Присоединившись к «ястребам» во время кризиса в Сирии в конце августа – начале сентября, турецкое правительство, как выясняется, совершило серьезную ошибку, чреватую негативными последствиями для собственной экономики. Хотя обстановка вокруг Сирии уже несколько недель как нормализовалась, насколько это вообще возможно для страны, где уже два года идет война, в Турции сохраняется низкий уровень деловой активности.
Сирийские события, очевидно, наложились на уже проявившуюся к тому времени тенденцию снижения темпов экономического роста вследствие стагнации в Евросоюзе, являющемся для Турции крупнейшим торговым партнером. Местные компании перешли на «точечные» закупки стальной продукции и воздерживаются от накопления складских запасов. При этом, турецкие металлурги рассчитывали как раз на увеличение спроса в сентябре – начале октября и оказались не готовы к стагнации. На национальном рынке возник избыток предложения проката, приведший к снижению котировок на $15-20 за т в течение прошедшего месяца.
В начале октября стоимость арматуры в Турции находилась в интервале $570-590 за т EXW. При этом, местные компании часто корректировали котировки в лирах, подстраиваясь под колебания курса национальной валюты по отношению к доллару. Эта нестабильность также оказывала негативное влияние на спрос на стальную продукцию.
На внешних рынках обстановка выглядит еще более сложной. Спрос на длинномерный прокат в Саудовской Аравии в последнее время сократился, так как национальная строительная отрасль переживает кризис, связанный с резким ужесточением позиций государства по поводу гастарбайтеров. В ОАЭ объем потребления проката с августа остается на относительно постоянном, причем, достаточно низком уровне. В то же время, собственное производство стальной продукции в этих странах заметно возросло благодаря вводу в строй новых мощностей. На обеих рынках значительно ужесточилась конкурентная борьба, в которой принимают участие как местные компании, так и иностранные экспортеры.
В конце сентября три крупнейших поставщика арматуры в ОАЭ – компании Emirates Steel Industries, Qatar Steel и Conares – объявили о понижении октябрьских котировок примерно на $15 за т. Уровень цен на их продукцию теперь составляет $606-618 за т CPT. В Саудовской Аравии стоимость арматуры на внутреннем рынке впервые с 2010 года упала до $700 за т EXW и менее. Ранее она в течение более трех лет держалась на установленном государством уровне $740-770 за т EXW. Турецкие компании были вынуждены сбросить цены на арматуру для Саудовской Аравии и ОАЭ до $565-570 за т FOB.
На других национальных рынках турецкий длинномерный прокат тоже идут под уклон. Поставки в Йемен, страны Восточного Средиземноморья и Африки осуществляются на уровне $570-575 за т FOB, но металлурги сообщают о появлении встречных предложений из Египта по $560-565 за т FOB. В Ираке спрос на арматуру в конце сентября несколько оживился, но увеличение затрат на транспортировку полностью «съело» рост внутренних цен. Реально для турецких компаний отпускные цены на арматуру для Ирака опустились на $10 за т по сравнению с серединой сентября.
Китайские производители длинномерного проката временно покинули ближневосточный рынок вследствие празднования годовщины основания КНР. Но в конце сентября некоторые компании предлагали арматуру в Ливан дешевле $550 за т CFR. Украинские экспортеры в последние несколько недель не заключали сделок с иракскими потребителями, а на других рынках арматура подешевела до $550-555 за т FOB. Стоимость катанки варьируется между $555 и $575 за т FOB и только при поставках в страны Юго-Восточной Европы может достигать $600 за т DAP.
Судя по всему, спрос на длинномерный прокат в странах Ближнего Востока останется в ближайшее время на прежнем уровне. По крайней мере, предпосылок для его существенного расширения пока не видно. Правда, металлургам будет сложно идти на дальнейшие уступки, так как цены на металлолом и заготовки в регионе в конце сентября стабилизировались, а в последнюю неделю даже немного прибавили. Поэтому вполне вероятно, что региональный рынок длинномерного проката тоже уже достиг «дна».