"Выгоды" от вступления в ВТО отправят Россию в нокаут



Александр Поляков
Эффект от вступления России в ВТО оказался совершенно неожиданным для чиновников. Отрасли, которые, как считалось, находятся в зоне риска, продолжают чахнуть. А отрасли, которые должны были выиграть от интеграции в мировой рынок, получили нокаутирующий удар от своих зарубежных конкурентов
В конце августа 2012 года Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО). В июне этого года "социальный" вице-премьер Ольга Голодец раздала министерствам поручения оценить последствия вступления в организацию для основных производственных отраслей.
Ее озабоченность понятна: накануне решительного шага в мировой рынок представители отраслей из зоны риска пугали правительство остановкой своих производств и массовой безработицей. Сравнение показателей первой половины этого года с аналогичным периодом эпохи до ВТО -последний шанс получить чистые результаты смелого внешнеторгового эксперимента.
Итоги, надо сказать, неоднозначные и во многом неожиданные для чиновников. Импорт некоторых видов продукции черной металлургии вырос в десятки раз, а часть оборудования тяжелого машиностроения Россия уже не производит. Металлургам Минпромторг предлагает заниматься самозащитой, для машиностроителей рекомендует поднять импортные пошлины.
Расслоение промышленности
После вступления России в ВТО легкая промышленность стала быстро расслаиваться на высокодоходные, экспортоориентированные и чахнущие сегменты. Производство ветровок и штормовок выросло в 2,2 раза, ковров и синтетических тканей увеличилось в 1,5 раза, одеял и пледов – на 18%, постельного белья – на 6%. Экспорт продукции легкой промышленности по итогам января-мая увеличился на 8% к соответствующему периоду 2012 года.
Производство льняных тканей снизилось на 15,5%, чулочно-носочных изделий и теплых курток – на 13%, трикотажа – на 6%. Покупатели и торговля предпочитают более качественную импортную продукцию, прямо отмечает в своем письме замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов, с которым удалось ознакомится "Финмаркету". И ВТО тут совсем ни при чем.
Снижается качество сырья – льна, шерсти, химических волокон, кожевенного сырья - и красителей.
Из-за недостатка инвестиций оборудование обновляется на 3-5% в год. Его средний возраст составляет 15-20 лет и выше. Прогрессивные технологии на нем недоступны.
Отрасль не смогла воспользоваться опережающим ростом цен на свою продукцию по сравнению с другими секторами обрабатывающей промышленности в первом полугодии. Занятость в ней сократилась совсем незначительно – на 0,1% или примерно на 400 человек. Зарплаты выросли более чем на 10%, но все равно остались самыми низкими в обработке – 13-14 тыс. руб. в месяц.
В лесной промышленности снижение наблюдается практически по всем сегментам, за исключением ориентированного на внутреннее домостроение. Производство мебели снизилось на 11%. Зато отрасль переживает настоящий инвестиционный бум: вложения в основной капитал в деревообработке выросли в 1,7 раза, в целлюлозно-бумажной промышленности и мебельном производстве – в 1,6 раза.
Переориентация на внутренний рынок понятна: цены на экспортируемую продукцию снижаются, а на внутреннем рынке – немного растут. Не удивительно, что экспорт лесобумажной продукции остался на уровне прошлого года, а импорт вырос на 11%.
Автопром: победа промсборки над "АвтоВАЗом"
Автомобильная промышленность снизила производство легковых машин на 3%, а вот комбайнов сразу на 14%, тракторов – почти в полтора раза.
Примечательно, что если цены на легковые автомобили за год практически не изменились, то трактора подорожали на 8%, комбайны – более чем в два раза.
Но это не помогло производителям техники для сельского и лесного хозяйства свести концы с концами – сальдированный результат у них по итогам первых четырех месяцев оказался отрицательным: убытки в 58 млн руб. Они на 10% сократили численность занятых.
При этом принадлежащий самому отчаянному противнику ВТО Константину Бабкину "Ростсельмаш" увеличил выпуск продукции.
Производство легковушек иностранных марок в режиме промсборки за год выросло на 6%. Российские "иномарки" вытеснили с рынка чистый импорт, который сократился в первой половине 2013 года на 5%.
Отечественных моделей собрано на 16% меньше, в том числе "Автоваз" сократил производство на 21%. Число занятых в автомобильной промышленности сократилось на 3%, зарплата выросла на 10% и достигла 26,8 тыс. руб.
Из других сегментов транспортного машиностроения сильнее всего пострадало производство грузовых вагонов: падение на 21%. Но и здесь ВТО не виновата. Из-за общей стагнации экономики сокращаются объемы перевозок железнодорожным транспортом, в сети образовался излишек вагонов.
Сильно сдало судостроение: военное сократило производство почти на четверть, гражданское – на 37%. Но производство оборонной продукции никак не регулируется ВТО. А падение выпуска в гражданском сегменте связано с эффектом высокой базы: в прошлом году завершались большие контракты с "Газпромом".
ВТО подвела металлургов
Самыми неожиданными оказались результаты первого года работы в ВТО для черной металлургии. Эта отрасль считалась главным бенефициаром полноправного участия России в мировой торговле. Именно против наших металлургов действовали самые объемные ограничения по доступу их продукции на европейский и другие рынки.
Но далеко не все барьеры были убраны автоматически, к тому же из-за рецессии в Еврозоне и слабости других рынков спрос на продукцию металлургии существенно упал, российский экспорт сократился более чем на 8%. Еще отечественные производители испытали на себе невероятное по силе давление со стороны иностранных конкурентов на внутреннем рынке.
Сокращение производства снизило потребность отечественной металлургии в импорте сырья.
Зато импорт проката черных металлов вырос сразу на 30% (доля импортной продукции уже приближается к 10% от нашего внутреннего производства), стальных труб – на четверть (доля импорта – уже более 10%).
Ввоз обсадных труб из Китая увеличился на 4540% или в 46 раз, насосно-компрессорных – втрое, бурильных - вдвое.
Даже при том, что цены на сталь на внутреннем рынке упали на 13%, на прокат – на 19% по сравнению с I полугодием 2012 года, импорт уверенно теснит отечественных производителей.
Это прямое следствие нашего вступления в ВТО. Ставки таможенных пошлин на трубы были сразу резко снижены по большинству кодов товарной номенклатуры, напоминает замминистра Евтухов. И этот процесс будет продолжаться до 2016 года.
Вытесняет отечественных производителей с нашего рынка субсидируемая государством китайская продукция, уверен замглавы Минпромторга. Он отмечает, что демпинг со стороны импортеров пока не сильно беспокоит российские компании, которые в случае необходимости смогут ему противодействовать в соответствии с законодательством Таможенного союза.
Нефтянка становится импортозависимой
Производство продукции тяжелого и нефтегазового машиностроения в первом полугодии незначительно выросло – на 1,3%, а импорт – сократился. Доля импортного оборудования на нашем рынке, резко выросшая в кризис с менее 50% в 2007 году до 65% в 2012 году, несколько снизилась. При этом рос импорт подъемно-транспортного оборудования, насосов и компрессоров (на 5% и 10% соответственно). Рост импортозависимости в Минпромторге объясняют технологической отсталостью нашей продукции.
Критической в министерстве считают ситуацию в производстве машин и оборудования для добычи полезных ископаемых. Импорт наседает. Связано это с тем, что отечественные потребители этой продукции имеют возможность кредитоваться за рубежом под низкий процент (до 6% годовых) и с отсрочкой платежей до запуска проекта. Так как уровень импортных пошлин для машиностроительной продукции один из самых низких – 6-8%, это будет способствовать дальнейшему вытеснению продукции отечественного машиностроения с нашего рынка, отмечается в письме чиновника.
Поэтому в министерстве считают необходимым при очередном пересмотре таможенных тарифов в ТС повысить пошлины на машиностроительную продукцию до максимального уровня связывания, закрепленного в обязательствах России при вступлении в ВТО.
Отечественную продукцию энергетического машиностроения наши предприятия выбирают только при модернизации существующих производств. При строительстве новых мощностей чаще всего используется импортное оборудование. Компетенции в производстве газовых турбин средней и большой мощности полностью утрачены, констатируют в Минпромторге. Это никак не связано с присоединением к ВТО: заметного снижения пошлин на продукцию энергетического машиностроения не предполагается.
В продукции химической промышленности сильно потеснили отечественных производителей импортеры кальцинированной соды из Болгарии, Турции и США. Наше собственное производство снизилось на 12%.
Не было негативного влияния от вступления в ВТО для авиастроения. Большинство подотраслей увеличили производство и экспорт своей продукции.
Селу все равно
После вступления России в ВТО в сельском хозяйстве не наблюдается ухудшения положения, заверяет Голодец статс-секретарь, замглавы Минсельхоза Александр Петриков.
Производство мяса выросло на 6%. Правда, молока снизилось на 4%.
В письме замминистра не уточняется, что основным конкурентом наших производителей на внутреннем рынке являются молочники Белоруссии и нелегальное замещение молочных жиров растительными.
Численность экономически активного населения на селе снизилась, но сократилась и безработица, уровень которой в сельской местности традиционно выше, чем в среднем по России (9% и 5,8% соответственно).
Реализуется новый вид поддержки аграрного сектора – гранты на создание и развитие фермерских хозяйств.
Алексей Портанский, факультет мировой экономики и мировой политики ВШЭ
"Самый яркий пример влияния нашего присоединения к ВТО – рынок свинины. Внутриквотная пошлина на свинину опустилась с 15% до 0%, живых свиней – с 40% до 5%. Это оказывало заметное влияние на рынок свинины только в течение нескольких месяцев прошлого года. Цены несколько снизились. Но все отечественные крупные предприятия продолжают работать, никто с рынка не ушел. Более того, годовой баланс по свинине остался примерно таким же, как и год назад. ВТО на него не повлияло. Снижение курса рубля сыграло большую защитную роль, чем пошлины.
Проблемы по молочной группе в значительной степени объясняются не нашим присоединением к ВТО, а не очень удачной аграрной политикой государства. Меры государства по поддержке молочной отрасли ожидаемого эффекта пока не дали, отсюда общий отрицательный итог.
Европейцы отменили квоты на нашу сталь, исчезают барьеры на американском рынке. Но это пока не дало прибавку для наших металлургов из-за общего ухудшения экономической ситуации на мировых рынках. Спроса нет, и не только на нашу продукцию.
Чтобы эффект от присутствия в ВТО был положительным, надо уметь эффективно пользоваться всеми инструментами защиты рынка. Наши компании владеют ими не так здорово, как их конкуренты на Западе. Но надо привыкать и учиться. Просто так выгоды от ВТО с неба не свалятся.
Первоначальный сигнал в комиссию по защитным мерам должен идти от бизнеса, а дальше чиновникам надо как можно быстрее давать ход расследованию. Наша бюрократия действует гораздо медленнее, чем в Европе. В этом смысле мы проигрываем.
На самом деле, к вступлению в ВТО мы не очень тщательно готовились. У всех – и чиновников, и бизнеса – было ощущение, что этого не случится никогда. Такой парадокс: несмотря на самые длительные 18-летние переговоры, все равно присоединение произошло неожиданно. Чтобы научиться, обрести опыт, нужно время. Минимум лет пять потребуется, чтобы кадры подготовить".
Наталья Волчкова, профессор Российской экономической школы
"Никаких неожиданных сюрпризов от вступления в ВТО для российских отраслей не обнаружилось. Как и предполагалось, вступление в ВТО оказало очень малый эффект на экономику с точки зрения объемов экспорта-импорта. Гораздо большим было воздействие изменения цен на международных рынках.
Проблемы металлургии никак не связаны с вступлением в ВТО. Упали цены на мировых рынках в целом. Спрос замедлился повсеместно – в США, Европе, Китае. Рост импорта сельхозпродукции в первые два квартала этого года в большей степени связан с плохим урожаем прошлого года. Гораздо лучше масштабы изменений в структуре экспорта-импорта объясняет довольно существенное укрепление курса рубля. Изменение тарифов – это лишь небольшой довесок к изменению курса.
Только за счет повышения тарифов импортных пошлин решить проблемы стагнирующих отраслей невозможно. Пошлины можно повысить на единицы процентных пунктов. Это слишком малый бонус, который получит отечественный товаропроизводитель. Его конкурентоспособность от этого нисколько не вырастет.
Практика показывает, что тарифная политика мало когда реально помогает повышению конкурентоспособности. Гораздо больше может дать снижение издержек для нашего производителя на внутреннем рынке. У нас коррупция формирует порядка 8% издержек в целом по стране, проблемы с регулированием рынка труда – это еще 7-8%.
Есть такой пример. Оказывается, у российских производителей комбайнов растут продажи на зарубежных рынках, например, в Канаде. Как-то так получается, что их товар конкурентоспособен там и неконкурентоспособен здесь. Это означает, что с момента, когда товар выходит из производства, он обрастает издержками".
Константин Бабкин, президент Ассоциация "Росагромаш"
"Последствия от вступления России в ВТО для нашей отрасли вполне ожидаемые. Трудно сказать, в чем Минпромторг увидел рост: в деньгах или штуках. Год непростой, спрос вялый, с большими перепадами. Весной покупок было очень мало. Но потом случался хороший урожай, крестьяне подкупили технику в конце прошлого сельхозгода (заканчивается в июне – "Финмаркет"). Причем продажи через "Росагролизинг" у "Ростсельмаша" относительно небольшие – 10-15%. Остальное – обычные продажи. Процентные ставки в этом году не субсидируются.
О росте продаж в Канаду пока говорить рано. Продали штук 15. Нельзя сказать, что в Америке нет конкурентов. Но наши комбайны относительно недорогие и хорошие по качеству, обслуживаем мы их, не удивительно, что они там продаются. Здесь в России – суровая борьба: с нами конкурируют белорусские производители, иностранцы с длинными кредитами приходят".

Финмаркет
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_2626.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru