Виктор Тарнавский
По данным Bureau of International Recycling (BIR), в текущем году обороты международной торговли металлоломом заметно сократились по сравнению с прошлым годом. Из трех крупнейших экспортеров этого сырья два уменьшили объемы зарубежных поставок. Так, по итогам первого полугодия из стран ЕС за пределы Союза было отправлено только немногим более 8,1 млн. т металлолома, на 21,5% меньше, чем в тот же период годом ранее. Американский экспорт за то же время сократился на 12%, до 9,9 млн. т. Только японские трейдеры смогли добиться роста. За первые восемь месяцев текущего года они продали за рубежом 6,0 млн. т лома, превысив уровень аналогичного периода годичной давности на 8,4%.
Соответственно, снизили закупки сырья ряд крупных покупателей. В частности, турецкий импорт металлолома в первом полугодии составил 9,3 млн. т, на 18,2% меньше, чем в прошлом году. Корея и Китай по итогам первых восьми месяцев приобрели за границей 6,2 млн. и 3,2 млн. т лома, соответственно сократив импорт на 10,8 и 11,7%. Индия в первом полугодии уменьшила закупки на 19,4%, до менее 3,5 млн. т.
Как отмечают специалисты BIR, спад в мировой торговле металлоломом начался еще в 2012 году, когда ее оборот (считая внутриевропейские поставки) составил 106,6 млн. т, на 1,9% меньше, чем в рекордном 2011 году. Отчасти он объясняется уменьшением объема выплавки стали в некоторых странах – в частности, в Турции, США и большинстве европейских государств. Причем, потребление металлолома в большинстве случаев уменьшилось в большей степени, чем производство металла.
В Китае относительно дорогостоящий металлолом еще в прошлом году начал проигрывать конкурентную борьбу другим видами сырья – главным образом, жидкому чугуну. По данным China Association of Metalscrap Utilization (CAMU), в национальных электродуговых печах в 2012 году на тонну выплавленной стали использовалось, в среднем, 398 кг металлолома, на 3,2% меньше, чем годом ранее. Правда, в первом полугодии текущего года, как отмечает BIR, потребление лома в Китае прибавило 5,1% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности, но и здесь темпы роста оказались меньше, чем у объемов выплавки стали (7,9%).
В Индии немаловажную роль сыграл валютный фактор. Из-за падения курса рупии по отношению к доллару местные металлурги значительно сократили закупки подорожавшего для них импортного сырья. В то же время, относительно дешевая иена, безусловно, способствовала расширению объема японского экспорта.
По мнению большинства специалистов, в 2014 году положение на мировом рынке металлолома должно немного улучшиться – прежде всего, благодаря росту производства стали. Тем не менее, многие проблемы сегодняшнего дня сохранят актуальность и в обозримом будущем. Это, в частности, ограниченный объем сборов вторсырья из-за длительной депрессии на потребительском рынке, из-за чего не растет поступление бытового лома (в основном, в виде отслужившей свой срок бытовой техники), продолжающегося спада в металлообрабатывающих отраслях и низкой инвестиционной активности, сдерживающей темпы обновления промышленного оборудования.
В последние несколько недель спрос на металлолом на мировом рынке имеет ограниченный характер. Турецкие сталелитейные компании в конце сентября – начале октября закупали материал на текущий месяц, однако особого ажиотажа с их стороны не наблюдалось. Тем не менее, американские трейдеры смогли добиться небольшого повышения цен. Котировки на лом HMS № 1&2 (80:20), во второй половине сентября, как правило, не поднимавшиеся выше $365 за т CFR, в октябре смогли закрепиться выше этой отметки. Аналогичный европейский материал в первой декаде сентября продавался немного дешевле $365 за т CFR, причем, экспортеры не шли на уступки несмотря на относительную слабость регионального рынка лома. Высокий курс евро по отношению к доллару способствует устойчивости котировок европейских поставщиков.
Российские трейдеры в начале октября предлагали материал 3А по $355-360 за т CFR, но интерес к его приобретению был невысоким, равно как и к аналогичному румынскому лому, который котировался на том же самом уровне. Как правило, турецкие компании предпочитали западноевропейское или североамериканское сырье.
Как ожидается, в ближайшие дни турецкие компании продолжат пополнять запасы лома, но затем на этом рынке, очевидно, наступит длительная пауза. В этот период ценам на металлолом будет сложно закрепиться на нынешнем уровне. На ближневосточном рынке длинномерного проката продолжается медленный спад, а активизации спроса на эту продукцию в обозримом будущем не ожидается.
Более оптимистичными выглядят перспективы Восточной Азии, где начался сухой сезон и, соответственно, должно возрасти потребление стальной продукции строительного назначения. В начале октября стоимость металлолома увеличивали в регионе как американские, так и японские компании. Металлолом HMS № 1&2 (80:20) и HMS № 1 из США подорожал за последние две недели на $5-10 за т и котируется соответственно на уровне около $350 и $365-370 за т CFR. Американским компаниям явно помогло то, что снижение внутренних цен на лом в начале октября оказалось минимальным и, как правило, не превысило $5 за т.
Японская компания Tokyo Steel Manufacturing продолжила повышение закупочных цен на металлолом, прибавив $5-10 за т с 8 октября. На внешних рынках подорожание оказалось более существенным из-за укрепления иены по отношению к доллару. Если в конце сентября экспортные операции с японским материалом Н2 проводились на уровне, близком к $328 за т FOB, то теперь предложения поступают из расчета $345-350 за т FOB. В результате для корейских покупателей японский металлолом стал дороже американского и даже российского 3А, который предлагается по $360-370 за т FOB. Пока наибольший интерес у корейских металлургов вызывают предложения американских компаний.
Основной риск для азиатского рынка лома представляют китайские поставки длинномерного проката. В конце сентября эта продукция резко упала в цене, и есть вероятность того, что в октябре понижение продолжится. В результате вместо ожидаемого подъема на региональном рынке конструкционной стали может произойти новый спад.