Крупнейшие производители алюминия в мире - Rio Tinto, Alcoa и ОК "РусАл" - с начала 2011 года получили в виде премий за поставки алюминия $5,6 млрд. Это оказалось почти вдвое больше, чем в предшествующий сопоставимый период (2008-2010 годы), благодаря ситуации с ростом запасов металла на складах Лондонской биржи металлов (LME), следует из исследования The Wall Street Journal (WSJ).
По подсчетам WSJ, средняя месячная премия производителей за поставки металла с 2011 года по середину 2013 года составила 10 центов США за фунт против 5 центов за фунт с 2008 года по середину 2010 года. В целом в конце 2000-х, по данным консалтинговой фирмы CRU Group, средний размер премий составлял около 6 центов США за фунт. В июле же этого года премии побили рекорд, поднявшись до 11,75 цента за фунт.
С 2008 года по середину 2010 года суммарная выручка от премий Rio Tinto, Alcoa и "РусАла" составляла $2,95 млрд против $5,6 млрд с 2011 года до середины 2013 года, пишет WSJ.
За 11 кварталов, начиная с 2011 года, Alcoa могла выручить от премий за поставку первичного алюминия третьим лицам около $1,7 млрд. Сумма не включает продажи Alcoa своим подразделениям. Это на $649 млн больше, чем Alcoa могла бы получить, если бы размер премий оставался на уровне конца 2000-х (6 центов за фунт в месяц по подсчетам CRU).
"РусАл", пока не отчитавшийся за 9 месяцев 2013 года, за 10 кварталов, начинающихся с 2011 года, мог получить $2,1 млрд премий. Если бы премии остались на уровне предшествующего периода, компания получила бы на $790 млн меньше, считает WSJ.
Rio Tinto, в свою очередь, за 10 кварталов могла выручить от премий $1,8 млрд.
По подсчетам WSJ, средние запасы алюминия на складах LME в 2011-первой половине 2013 г. составляли 4,9 млн тонн ежедневно против 3,1 млн тонн в сопоставимый предшествующий период.
С начала 2011 года премии подскочили в связи с ростом запасов алюминия на складах LME из-за ограничения до 3 тыс. тонн ежедневной отгрузки металлов с каждого склада. Сейчас за металлом выстраивается очередь из промышленных потребителей и срок ожидания отгрузки в среднем составляет около 18 месяцев. Эта ситуация не только позволяет операторам складов получать больше от платы за аренду, но и способствует росту премий производителей алюминия за его поставку (премия складывается из платы за доставку, страхования и др.).
Летом текущего года ряд промышленных потребителей алюминия жаловались LME на то, что склады, в основном принадлежащие банкам, искусственно замедляют поставки металла, ограничивая предложение и приводя к росту премий. В августе Комиссия по фьючерсной торговле и Минюст США начали расследование складской политики LME, пытаясь выяснить причастность биржи к увеличению стоимости алюминия за счет конечных потребителей.
В ответ на это LME предложила ввести новые правила складирования алюминия, которые сократят очереди, но ограничат премии.
Как сообщалось, Alcoa на прошлой неделе обратилась в ведомства по финансовому надзору Великобритании (Financial Conduct Authority) и по торговле сырьевыми товарами США (US Commodity Futures Trading Commission) с просьбой вмешаться в ситуацию с введением LME новых складских правил. По мнению Alcoa, предложения LME "близоруки и ошибочны", так как рост премий был спасательным кругом для производителей на фоне снижающихся цен на алюминий. Если LME, несмотря на протесты алюминиевых компаний, все-таки примет новую складскую политику, премии на металл обваляться, опасается Alcoa.
"РусАл" также критиковал предложения LME, направив собственные комментарии относительно предложенных биржей изменений. Так, "РусАл" предлагал расширить сеть складов за счет независимых операторов и, кроме того, обязать биржу предоставить доступ к данным по фьючерсным торгам в отношении их участников, основываясь, как минимум, на стандартах раскрытия информации CFTC в США.
Rio Tinto пока не высказывала своего мнения насчет новых складских правил.
Совет директоров LME 25 октября рассмотрит вопрос о новых правилах складирования, которые планируется ввести с 1 апреля 2014 года. Однако в начале текущего месяца в связи с нарастанием критики LME сообщала о том, что, возможно, совет директоров на предстоящем заседании в октябре не примет решения по новым правилам.