Виталий Серебрянников
Год назад казалось, что железорудную Fortescue Metals Group, третьего по величине производителя Австралии, ждут тяжелые времена. В результате обвала цен компании пришлось замораживать проекты расширения и искать заемные средства. Однако улучшение конъюнктуры позволило Fortescue закончить год с рекордными показателями. Но удастся ли компании удержать поднятую высоко планку на фоне избытка предложения и стагнации рынка?
В лидеры за декаду
Австралийская Fortescue – сравнительно молодая компания, основанная только в июле 2003 г., но уже находящаяся среди лидеров мирового рынка железной руды. Она создавалась под освоение месторождений магнетитов в богатом западноавстралийском регионе Пилбара. На данный момент FMG владеет лицензиями на добычу сырья на участках площадью свыше 87 тыс. кв. км, что превышает владения таких гигантов, как BHP Billiton и Rio Tinto.
Первый балкер с рудой Fortescue ушел на Китай в 2008 г. Стоит отметить, что бизнес-модель компании изначально строилась под азиатских, прежде всего, китайских потребителей, среди которых выделяется ведущий сталепроизводитель КНР Baosteel. Тогда австралийские рудари рассчитывали, что долгосрочный спрос на сырье в регионе будет стабильно высоким.
Сейчас основным производственным активом FMG является Chichester Hub, на котором работают два рудника Cloudbreak и Christmas Creek. Последний в нынешнем году уже вышел на полную мощность. Кроме того, компания завершает расширение второго предприятия - Solomon Hub. Так, в мае 2013 г. запущена шахта Firetail, а до конца года – Kings. Таким образом, Fortescue завершит программу увеличения производства, принятую в ноябре 2010 г., с изначальных 55 млн. т до 155 млн. т. Следующий проект (при условии позитивной конъюнктуры рынка) – обустройство Western Hub.
Падение «Поднебесной»
Впрочем, эти планы могли остаться нереализованными из-за ценовой конъюнктуры в конце лета – начале осени прошлого года. Fortescue строила планы расширения, исходя из среднесрочных котировок на руду в диапазоне $140-150/т. Но в августе 2012 г. цены резко обвалились сначала до $110/т, а затем до $80/т (трехлетний минимум). Поэтому компания вынуждена была сократить до конца года инвестиции в производство почти на $1,5 млрд.
Дело том, что за счет денежного потока, формируемого за счет продаж, FMG осуществляет не только расширение мощностей, но и обслуживает долги, составляющие $11 млрд., чистая задолженность - 62% от общего капитала. Впрочем, компании удалось привлечь кредит $4,5 млрд., и провести рефинансирование существующей задолженности.
Кроме того, Fortescue начала переговоры по продаже миноритарного пакета «дочки» The Pilbara Infrastructure (TPI), которой принадлежат портовые и железнодорожные активы группы (ж/д ветка и рудный терминал в порту Хедланд). FMG фактически является единственным поставщиком транспортных услуг для третьих компаний в регионе Пилбара.
Впрочем, к январю цены поднялись до $130/т, а в течение 2013 г. вернулись и зафиксировались на приемлемых $140-150/т. Это позволило Fortescue не замораживать проекты расширения, а ускорить их реализацию. Тем более что итоговое производство по 2012 году составило 100 млн. т, а отгрузки сырья за кризисное полугодие прибавили треть. Но обвал котировок не прошел бесследно – полугодовая прибыль компании упала на 40%, до $478 млн.
Назло рекордам
Впрочем, ставка на китайских потребителей, которые занимают 95% в портфеле заказов Fortescue, сделала свое дело. По итогам 2012/13 финансового года, закончившемся 30 июня, FMG увеличила чистую прибыль на 12%, до рекордных $1,746 млрд. Годовая выручка выросла на 21%, до $8,120 млрд., показатель EBITDA – на 18%, до $3,575 млрд. К слову, это позволило не спешить с планами продажи транспортного холдинга.
За год отгрузки железной руды достигли рекордной отметки в 80,9 млн. т, что на 41% превышает уровень прошлого года. FMG ожидает, что в 2013/14 ФГ отгрузки железной руды составят 127-133 млн. т, а капитальные инвестиции сократятся до $1,9 млрд. по сравнению с $6,2 млрд. годом ранее, поскольку в апреле-июне окончательно завершится проект расширения мощностей.
Характерно, что финпоказатели FMG идут в разрез тенденциям на рынке, на котором наблюдается избыток предложения. Казалось бы, положения конкурентов компании – диверсифицированных гигантов Rio, BHP и Vale - должно быть лучше, поскольку те имеют возможность хеджировать риски за счет других бизнесов. Тем не менее, прибыль BHP за год сократилась на 30%, $10,9 млрд., Vale - на 76%, до $5,5 млрд., а Rio показала убытки на $3 млрд.
Новые испытания
Оптимизму Fortescue можно позавидовать, ведь мировому рынку руды с 2014 г. прогнозируют профицит. Аналитики Goldman Sachs ожидают, что избыток в следующем году достигнет 82 млн. т, самого высокого показателя с 2008 г., и продолжит расти до 2018 г. Deutsche Bank AG ожидает, что профицит сырья в мире в следующем году составит 27 млн. т, Morgan Stanley - 8,8 млн. т.
В то же время, морские поставки ЖРС в 2014 г. увеличатся на 10%, до 1,27 млрд. т, хотя спрос поднимется всего на 4%, до 1,19 млрд. т. Импорт КНР (67% мирового объема), вырастет на 4%, до 800 млн. т. При этом, средняя цена руды в 2014 г. составит $115/т, на 15% ниже текущего уровня. По оценке Goldman Sachs, в 2015 г. из-за избытка цены могут упасть до $80/т .
Виной всему ситуация в Китае, экономика которого замедляется. В 2013 г. метпредприятия КНР увеличат выплавку стали на 9%, до рекордных 780 млн. т. Несмотря на стагнацию внутреннего рынка, китайские металлурги продолжают вести убыточное производство. Большой вопрос - хватит ли у них запаса прочности на 2014 г., ведь одна из основных проблем - избыточные мощности в 300 млн. т – так и не решена. В любом случае, падение спроса на руду и метпродукцию превращается в долгосрочную тенденцию.