Галина Резник
События на рынке железной руды развиваются по нетривиальному сценарию: вместо ожидаемого спада наблюдается стабильность спроса и цен. Основным фактором, ограничивающим их подъем, было беспокойство по поводу торможения китайской экономики. Однако в третьем квартале рост китайского ВВП ускорился. Прогнозировать же, как надолго растянется этот подъем, крайне трудно, поскольку невозможно предсказать, до какой степени абсурда может дойти китайское правительство, направляя инвестиции в невостребованную инфраструктуру.
Подъем на глиняных ногах
В первом полугодии низкие цены на сталь вынуждали китайских производителей балансировать на грани рентабельности, а многие предприятия и вовсе работали в убыток. Тем не менее они практически не сокращали производство, заваливая внутренний и внешние рынки практически невостребованным металлом. Однако, начиная с третьего квартала, когда прирост китайского ВВП увеличился до 7,8%, ситуация в отрасли изменилась к лучшему. Ежемесячно NDRC сообщает о новых исторических рекордах по объемам выплавки металла, а прибыли производителей заметно увеличились. Соответственно, растет и импорт железной руды. В сентябре зарегистрирован новый исторический рекорд: Китай закупил 74,6 млн тонн руды, это на 8% больше августовского объема, а годовой прирост – 15%. Разумеется, это было обусловлено рекордным объемом производства стали – 2,14 млн тонн в день (годовой прирост 8%).
Кстати, по итогам первых трех кварталов прирост тоже составил 8%, в отличие от 1,7%, зарегистрированных NDRC за тот же период прошлого года, а прибыли компаний выросли на 39,9%, до 20,7 млрд долл. Правда, от компании к компании результаты существенно различаются. Так, крупнейший частный производитель Shagang Group увеличил прибыль в 2,5 раза по сравнению с тем же периодом прошлого года – за 9 месяцев 2013 компания заработала 2,44 млн долл., хотя ее операционный доход уменьшился на 11,8%, до 1,3 млрддолл. Чистая прибыль Wuhan Iron and Steel составила 106,4 млн долл. (годовой прирост – 98%), а операционный доход сократился на 0,84%, до 10,9 млрд. Прибыль Anshan Iron and Steel (125 млн долл.) представляет большой прогресс по сравнению с прошлогодним убытком в 518 млн. У Baosteel прибыль уменьшилась на 57%, до 758 млн долл. Как сообщило интернет-издание China.org, из 20 компаний, зарегистрированных на биржах, 15 сообщили о прибылях, тогда как в прошлом году 90% предприятий отрасли докладывали об убытках.
Аналитики Мysteel связывают эти улучшения с активизацией инфраструктурного строительства и подъемом на автомобильном рынке и рынке недвижимости. Разумеется, они правы. Проблема в другом: этот подъем вызван отнюдь не успехами правительства в реформировании экономики – переход от экспортной зависимости к развитию на основе внутреннего потребления пока еще скрыт за горизонтом. Зато инфляция достигла семимесячного максимума. Фактически ускорение экономического подъема связано с усиленными финансовыми инъекциями: сокращение экспорта тормозит подъем, поэтому правительство вынуждено стимулировать его, и чем дальше – тем больше. Инфраструктурные расходы растут.
В принципе, такие расходы могли бы способствовать стабильному восстановлению экономики, но – только при разумной направленности инвестиций, например – в строительство дорог, которые действительно необходимы. Однако китайская экономика становится все более зависимой от инвестиций в любые мощности и объекты. Именно поэтому в стране появились города-призраки – их строительство ускорило рост ВВП, но они совершенно пусты. Это означает обеспечить занятость: поручить людям копать канавы, а затем засыпать их. И в этом аспекте китайское правительство регулярно доходит до абсурда.
Надежный рынок
Разумеется, крупнейшие горнорудные компании мира сознают, насколько ненадежен нынешний подъем спроса на сырье, но инвестиционная деятельность китайского правительства подталкивает их к опасным решениям. И бразильская Vale, и австралийские Rio Tinto, BHP Billiton и Fortescue Metals Group активно расширяют добычу железной руды. Цены на нее держатся в пределах 130 долл./тонн, но не опускаются ниже, не говоря уже о предсказанных на конец года 120 долл. Сейчас западные аналитики поговаривают, что в ближайшие два месяца не исключен рост цен до 145 долл. При этом расширение добычи не создаст препятствий для роста, поскольку владельцы проектов регулируют их продвижение на основе тщательного анализа рыночного баланса.
По прогнозу HSBC, в 2016 году мировое потребление руды достигнет 2,21 млрд тонн, но избыток поставок превысит 230 млн тонн. Однако глава железорудного подразделения Rio Tinto Эндрю Хардинг утверждает, что спрос на сталь в Китае будет стабильно расти. Хотя обычно в сентябре-октябре объемы ее производства снижаются, сейчас они продолжают надежно превышать 2 млн тонн в день, и импорт железной руды по-прежнему уверенно держится свыше 65 млн тонн в месяц. Да и World Steel Association повысила свой прогноз мирового потребления стали до 3,1% в текущем году и до 3,3% в 2014 именно в предвидении дальнейшего подъема в Китае. Правда, инвестиционный банк UBS все еще предсказывает снижение цен на руду до 70 долл. до конца текущего года, поскольку в эти месяцы производители традиционно реализуют свои запасы, но указывает, что спад будет недолгим, и уже в январе покупатели вернутся на рынок.
Разумеется, этот прогноз не смущает добывающие компании. Так, Vale продолжает инвестировать (3,5 млрд долл.) в проект расширения на месторождении Carajas, который увеличит ее мощности на 40 млн тонн до конца текущего года. В целом же, группа утвердила инвестиции в сумме 34 млрд долл., которые будут использованы для расширения добычи и реализации проектов в сфере логистики. Эти капиталовложения увеличат мощности компании на 50%, до 450 млн тонн, уже к 2018 году.
Не теряют времени и австралийские компании. В октябре Rio Tinto завершила реализацию проекта, который увеличил ее мощности на 20%, до 290 млн тонн. Ожидается, что 3 декабря на встрече с инвесторами компания добьется утверждения очередного проекта расширения – теперь до 360 млн тонн. В свою очередь, форсируют свои проекты BHP Billiton и Fortescue. К концу 2014 года BHP планирует завершить проекты на новых месторождениях, которые увеличат ее мощности на 35 млн тонн, до 220 млн тонн. А Fortescue собирается к концу декабря завершить проект расширения на месторождении Kings, и тоже увеличить объемы добычи на 35 млн тонн, до 155 млн тонн.
У этих трех компаний себестоимость руды значительно ниже ее продажной цены – это связано с богатыми залежами и большими объемами добычи. Их общая доля в морской торговле составляет около 70%. По оценкам аналитиков, производственные расходы у Rio Tinto и BHP, составлявшие в третьем квартале 28 долл./тонн, в четвертом квартале снизятся до 25 долл. Это означает, что они будут получать прибыль, даже если продажная цена снизится до 50 долл. (с учетом стоимости фрахта и других сборов). А Fortescue необходимо, чтобы цена была не ниже 75 долл., поскольку компания обычно продает руду с дисконтом 12% к базовой цене.
По поводу этих расширений Жозе Карлос Мартинс, возглавляющий в Vale отдел Ferrous & Strategy, сообщил на пресс-конференции, что в 2018 году мировые добывающие мощности будут опережать спрос на 5-6%, поскольку рост потребления руды в Китае замедлится. Тем не менее он предсказывает, что цена не упадет ниже 100 долл./тонну, и ее колебания станут менее значительными. В принципе Ж.Мартинс допускает, что избыток поставок появится уже в 2015 году. По его словам, в текущем году потребление стали в Китае увеличивалось быстрее ожидаемого, но в 2014 рост станет более умеренным. Тем не менее он уверен, что сокращения объемов потребления в Китае ожидать не стоит.
С этим можно согласиться. Китайская экономика слишком зависит от инвестиций в недвижимость, и устранить эту зависимость будет весьма непросто. Вероятно, правительство постарается сначала ускорить расширение потребительского рынка, и только тогда начнет постепенно сворачивать свои инвестиционные программы. Однако, судя по нынешним законам в сфере недвижимости, это – планы на весьма отдаленное будущее. Далее, по мере либерализации процентных ставок, стоимость кредитов будет расти, поэтому поток инвестиций в инфраструктуру начнет уменьшаться. Но чтобы эффект сказался на рынке железной руды, потребуется немалое время. При этом картель австралийских производителей руды продолжит регулировать объемы поставок и не допустит слишком резкого падения цен. Наконец, хотя индийский экспорт неизбежно вернется на рынок, бюрократические препоны, свойственные этой стране, сделают этот возврат весьма и весьма постепенным.
Фактически у китайского правительства просто нет инструментов, необходимых для реального реформирования экономики. И сейчас власти пытаются устранить перепроизводство в ключевых отраслях приказным порядком. Так, 5 ноября местным правительствам приказали прекратить расширения в сталелитейной и цементной отраслях. Однако правительства провинций, остро зависящие от развития местной экономики, будут сопротивляться таким приказам, что они успешно делали на протяжении последних десяти лет. Правда, сейчас приказ впервые сопровождается недвусмысленной угрозой репрессий, но местные политики, скорее всего, сумеют найти выход и на этот раз. Так что китайской сталелитейной промышленности вряд ли "грозит" сокращение мощностей, и страна еще на несколько десятилетий останется надежным рынком сбыта железной руды.