Олег Зайцев
Китайские власти объявили новую кампанию против перепроизводства стали в стране, которое, по мнению многих аналитиков, является главной причиной депрессивного состояния национального рынка проката. Предлагаемый спектр действий достаточно широк: от введения жестких экологических стандартов до упрощения процедуры банкротства сталелитейных предприятий. Впрочем, главный вопрос остается прежним: не станет ли эта «война» очередным «холостым выстрелом» в серии подобных ограничительных кампаний, которые никогда ранее не приводили к ожидаемым результатам.
Неконтролируемый рост
По данным American Iron and Steel Institute (AISI), в период с 2000 по 2012 год ежегодное производство стали в КНР выросло на 609 млн. т что почти в семь раз превосходит объем металла, выпускаемого сегодня в США. По оценкам World Steel Association, в прошлом году в Китае было выплавлено около 716 млн. т стали, а в текущем году ее производство, по предварительным данным, может достигнуть рекордных 775-785 млн. т. За первые 9 месяцев 2013 года в стране было произведено 587,4 млн. т стали: в среднем, ее ежемесячно выплавлялось более 65 млн. т.
При этом, китайский рынок стали на сегодняшний день находится в депрессивном состоянии, и главная причина тому, как указывает большинство аналитиков – перепроизводство. По оценкам ряда экспертов, избыток мощностей достиг на сегодняшний день критического уровня – 200 млн. т в год. Это заставило китайские власти в очередной раз анонсировать комплекс мероприятий, направленных на «установление и усовершенствование новых рыночных механизмов в национальной металлургической отрасли».
В октябре текущего года Государственный Совет КНР обнародовал новый план борьбы с хронической проблемой перепроизводства в таких важных отраслях китайской экономики, как производство стали, цемента, алюминия, стекольная промышленность, судостроение, автомобилестроение и др. В рамках этого плана предусматривается провести структурную оптимизацию производственных мощностей в сталелитейном секторе КНР, что, как надеются правительственные чиновники, даст возможность в определенной мере сдержать перепроизводство металла в стране.
Стремительный рост производства стали в Китае стал возможным в значительной мере благодаря массовому субсидированию национальной сталелитейной отрасли правительственными органами на местном и центральном уровне. Как заявляет AISI, несмотря на множество обещаний, Китай до сих пор не отказался от этой политики. По данным американской информационной компании World Steel Dynamics, в настоящее время из восьми крупнейших производителей стали в КНР четыре компании принадлежат китайским муниципалитетам, три – центральному правительству Китая и лишь одна является частной. Все это, по мнению американских экспертов, свидетельствует о том, что китайские власти намерены и далее сохранять контроль над национальной металлургией в своих руках.
Вместе с тем, согласно обнародованному Государственным Советом плану, предусматривается гораздо шире и активнее привлекать частный сектор к проведению реструктуризации крупных, но малоэффективных сталелитейных компаний. Предыдущий подход, предусматривающий слияние крупных меткомбинатов и поглощение ими мелких конкурентов, признан неудачным, поскольку акцентирование внимания на развитии государственных заводов привело не к снижению, а увеличению их мощностей. Тем не менее, новый план реформирования металлургического сектора КНР, по данным AISI и Reuters, подразумевает, что в результате консолидации и реорганизации отрасли к 2015 году на десять крупнейших компаний будет приходиться около 60% производства стали в стране (сейчас эта доля равняется 48,6%).
Передислокация производства предполагает полный вывод к 2015 году ряда расположенных в городах металлургических предприятий за границы мегаполисов. Большинство этих заводов будет передислоцировано в «юго-восточные прибрежные регионы» и в «районы внутренних судоходных коммуникаций». По оценкам разработчиков программы развития металлургической отрасли КНР на 12-ю пятилетку, к 2015 году в прибрежных регионах должно быть сосредоточено производство 40% всей стали, выплавляемой в стране. Кроме того, в результате передислокации и реструктуризации производства, а также закрытия убыточных и мелких сталелитейных предприятий, в таких провинциях, как Цзянсу, Цзянси, Ляонин, Шаньдун и Шаньси, к 2017 году планируется сократить выплавку стали на 80 млн. т.
Новый план содержит и такой ключевой пункт, как повышение экологической безопасности металлургических предприятий. Для этого определены допустимые размеры доменных и электродуговых печей, конвекторов и другого оборудования, а также объемы воды, которые могут быть использованы для производства стали. Установлена доля дохода сталелитейных компаний, которая должна направляться на НИОКР в интересах повышения эффективности производства и защиты окружающей среды.
Избавляться от избыточных сталелитейных мощностей в КНР планируют также за счет ужесточения нормативов в секторе безопасности труда и использования энергоресурсов. Предусматривается установление дифференциальных цен на воду и электричество для предприятий, нарушающих экологические нормативы. Вполне очевидно, что не все металлургические заводы КНР будут в состоянии выполнить новые регулятивные и нормативные требования, особенно в части, касающейся обеспечения экологической безопасности, поэтому многим из них придется остановить производство, причем, в большинстве случаев – навсегда. В рамках реализации в Китае «комплекса мероприятий» по борьбе с загрязнением окружающей среды на период 2013-2017 годов, по словам правительственных чиновников, в стране уже были закрыты несколько сталелитейных заводов с устаревшим оборудованием, а также приостановлена реализация нескольких новых металлургических проектов.
Сокращать перепроизводство металла власти намерены и за счет стимулирования спроса на сталь в национальных масштабах, а также перевода действующих предприятий за рубеж и строительства там новых заводов (политика выхода на глобальные рынки – «going global»). В производстве будет сделан упор не на количественные, а на качественные показатели – увеличение выпуска дорогостоящей продукции высокого передела, в том числе, с целью импортозамещения.
По данным AISI, к 2015 году китайцы планируют увеличить до 90% долю рынка национальных производителей высокопрочной и высокоэластичной стали для автомобилестроения, до 80% – нержавеющей стали для судостроительной промышленности, колесной и осевой стали для высокоскоростных железнодорожных составов, труб для котлов высокого давления и высококачественного сортового проката. Кроме того, в рамках правительственного плана будут также пересмотрены технические стандарты по выпуску проката, а именно – электротехнической и судостроительной стали, г/к арматуры периодического профиля, класс прочности которой повысится с 335 МПа до 400 МПа или выше.
Очередное обещание, которое трудно воспринимать серьезно
Конечно, новый план по сокращению перепроизводства стали в КНР, как и многие другие программы, разрабатываемые китайцами, поистине конкретен и грандиозен. Тем не менее, главный вопрос состоит в том, насколько реально его выполнить, и будет ли он выполняться вообще. Так, к примеру, эксперты AISI с высокой долей пессимизма оценивают перспективы реализации нового плана, называя его «очередным обещанием Пекина, к которому трудно отнестись серьезно».
По их мнению, до тех пор пока китайская власть будет прямо или косвенно вмешиваться в дела национального сталелитейного сектора, решить проблемы металлургии КНР и перепроизводства стали в частности будет очень непросто. Конфликты интересов внутри самого Китая лишь обостряют проблему перепроизводства металла в стране. Так, по словам Рон Лианг Хе, экономиста, готовящего аналитические документа для правительства КНР, когда производителям стали отдается указание закрывать заводы, которые не отвечают требованиям центрального правительства по минимальной производительности, они начинают строить крупные предприятия, которые этим требованиям отвечают. «В конечном итоге вместо сокращения сталелитейных мощностей происходит их увеличение. Административные факторы превратили металлургические компании в «громадных монстров», которые уже не в состоянии нести бремя массовых убыточных инвестиций», – говорит Сюй Лецзан, председатель правления компании Baoshan Iron and Steel Group (Baosteel).
С точки зрения аналитиков World Steel Dynamics, даже если центральному правительству КНР удастся разработать последовательную политику, направленную на снижение перепроизводства стали в стране, она непременно столкнется с жестким сопротивлением со стороны местных властей, которые всеми силами стремятся не допустить закрытия металлургических заводов. «Четыре крупнейшие сталелитейные компании страны принадлежат муниципальным властям, которые выступают против сокращения выпуска стали, поскольку муниципалитеты стремятся сохранить высокий уровень занятости местного населения и получать максимальный доход со своей 25%-ной доли НДС в размере 17%», – поясняют эксперты World Steel Dynamics. Более того, как говорят они, поскольку в Китае отсутствует четкий механизм процедуры банкротства, который позволял бы компенсировать расходы кредиторов, местные правительства стимулируют крупные компании приобретать проблемные фирмы в интересах минимизации потерь от сокращения рабочих мест и налоговых поступлений.
Тем временем, как отмечает аналитик британской аналитической компании MEPS International Питер Фиш, многие китайские производители металла идут порой на банальный подлог, не информируя соответствующие органы о своей производственной деятельности. «Хотя цель китайского правительства по закрытию мелких металлургических заводов уже успешно достигнута «на бумаге», реально многие из них продолжают функционировать и производить стальную продукцию», – говорит Фиш.
Наконец, как указывают аналитики AISI, реальные цифры и факты говорят о том, что на сегодняшний день нет никаких оснований доверять анонсам китайского правительства по части сокращения производства стали в стране. В КНР начали говорить на официальном уровне о необходимости уменьшении выпуска металла еще в 1999 году, однако с тех пор Китай, напротив, только увеличивал производство стальной продукции. По данным AISI, в июле текущего года от правительства КНР поступило официальное указание сократить выпуск стали в рамках всей страны лишь на 7 млн. т, хотя, как уже указывалось выше, перепроизводство металла уже достигло почти 200 млн. т. Сократить выпуск стали на такую величину, по оценкам банка Morgan Stanley, означает увольнение почти 900 тыс. человек, т.е. около 20% рабочей силы, занятой в национальном сталелитейном секторе. Крайне маловероятно, что официальный Пекин пойдет на это.
Тем временем, по информации World Steel Dynamics, обнародованной в августе текущего года, правительство КНР выдало разрешение на строительство на южном побережье страны двух новых металлургических комбинатов, совокупная мощность которых оставит 10 млн. т стальной продукции в год.