Сергей СЕРЕБРОВ
Среда, 13 ноября, ознаменовалась тревожным и странным событием – акции ОАО "Мечел" на Московской бирже обрушились в цене сразу на 47,2% – до 50,7 руб. за штуку. То же самое повторилось после открытия торгов на Нью-Йоркской бирже, где бумаги (американские депозитарные расписки) "Мечела" упали более чем на 40%.
Особую пикантность этой истории придает то, что обвал произошел на фоне полного отсутствия корпоративных новостей по компании, за исключением разве что той, что в этот самый момент глава "Мечела" Игорь Зюзин находился на совещании у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, где представлял РСПП.
Это не первый грандиозный обвал акций одной из крупнейших горнодобывающих и металлургических компаний страны. В приснопамятном 2008 г. нечто подобное произошло после предложения Владимира Путина отправить к Игорю Зюзину "доктора". По мнению ряда экспертов, именно падение акций "Мечела" стало провозвестником обрушения всего российского фондового рынка и начала острой фазы кризиса 2008 года.
Что спровоцировало вчерашний обвал, пока не известно. В самой компании считают, что падение акций носило исключительно спекулятивный характер. "Переговоры с банками о ковенантных каникулах и реструктуризации долга идут успешно, мы ожидаем их завершения до конца ноября. Никаких негативных событий в компании не происходит", – цитирует РБК представителей "Мечела".
Впрочем, нельзя исключать, что в этих словах все-таки содержится намек на причину вчерашних событий. Это касается упоминаний долгах компании – мягко говоря, не маленьких.
По данным РБК, общий долг "Мечела" по стандартам US GAAP на 31 марта 2013 г. оценивался в $9,3 млрд, а чистый долг (за вычетом денежных средств и их эквивалентов) – в $9,2 миллиарда. Подобное положение дел не может не провоцировать повышенные риски, связанные с владением ценными бумагами компании. Нельзя исключать, что у кого-то из крупных акционеров сдали-таки нервы, и он поспешил избавиться от них. Это могло спровоцировать панику и лавинообразный сброс акций другими владельцами, что косвенно подтверждается резким ростом объемов торгов по "Мечелу".
Хуже всего, что история с "Мечелом" может быть только первой ласточкой глобального негативного процесса, обусловленного общим падением доверия к российским активам.
Звучащие едва ли не каждый день прогнозы общего ухудшения экономической ситуации в стране не могут не вызвать пересмотр отношения инвесторов к крупным коммерческим и полугосударственным российским компаниям, за последние годы основательно погрязшим в долгах.
О том, насколько серьезной и взрывоопасной является ситуация с этими долгами, академик РАН Абел Аганбегян предупреждал в статье, размещенной на сайте Банка России еще в начале этого года. По его данным, внешний корпоративный долг России на 1 января 2013 г. составил $564 млрд, из которых долги коммерческих банков – $208 млрд, а остальных предприятий и организаций – $356 миллиарда. Этот долг стремительно нарастал с 2005 г., а в списке перечисленных академиком крупнейших должников весь цвет российской экономики: "Роснефть", "Газпром", "ЛУКОЙЛ", "Северсталь", "Норникель", РЖД, Банк ВТБ и Сбербанк.
По его мнению Аганбегяна, именно недостатки действующей финансово-кредитно-экономической системы привели к беспрецедентному снижению темпов социально-экономического развития страны в 2012 году. Этими же причинами во многом объясняется продолжающееся замедление экономики и прогнозы, обещающие стагнацию. "Нынешнее состояние финансовой системы России и, прежде всего, ее чрезмерные долги, и внешние, и внутренние, можно уподобить, мне кажется, ишемической болезни", - заключает академик.
Напомним, этот текст был опубликован в марте, то есть задолго до резкого ухудшения экономических прогнозов. А сейчас можно говорить о том, что упомянутые Аганбегяном риски и опасения начинают активно проявляться на практике.
Таким образом, вчерашний обвал акций "Мечела", как и в 2008 г., может послужить провозвестником начала финансовой катастрофы. Ведь "Мечел" далеко не единственный и, тем более, не самый крупный должник среди столпов российского бизнеса. А терпение инвесторов, особенно на фоне последних макроэкономических прогнозов, отнюдь не железное.