Скрестив пальцы



Галина Резник
Год 2013 оказался весьма непростым для мировой сталелитейной промышленности, однако аналитики полагают, что надежды на некоторое улучшение ситуации в 2014 вполне оправданы. Экономика восстанавливается, хотя и весьма умеренно. В Еврозоне некоторые эксперты уже усматривают признаки стабилизации, а торможение китайского подъема будет, как ожидается, отчасти скомпенсировано ускорением роста в Индии. Правда, поводы для оптимизма пока довольно ненадежны.
Рекорды не радуют
Для мировой сталелитейной промышленности характерна высокая степень фрагментации, в результате которой развивается хроническая болезнь – перепроизводство. Эта болезнь резко обостряется в периоды экономических спадов, но практически незаметна во времена подъема. Однако и тогда ее развитие не прекращается, и каждый последующий кризис оказывается тем глубже предыдущего, чем большей была продолжительность скрытой фазы.
Бурный подъем рынка после завершения азиатского финансового кризиса конца 1990 годов сменился глубочайшим спадом, когда в 2008 банкиры США спровоцировали глобальный экономический кризис. И если последствия азиатского финансового цунами за 3-4 года практически сошли на нет, то сейчас, в конце 2013, перспективы сталелитейной промышленности трудно назвать обнадеживающими. Правда, в конце 2009 года произошел поворот к лучшему, и спрос на сталь некоторое время шел на подъем синхронно с восстановлением мировой экономики. При этом бурный рост в развивающихся странах компенсировал вялость рынков в индустриальных государствах. Главным драйвером подъема была Азия, в первую очередь – Китай. Тем не менее спрос так и не вернулся к докризисным уровням, да и подъем продолжался недолго. Как только правительства завершили программы стимулирования экономик, отложенный кризис разгорелся с новой силой.
Эпицентром второй волны кризиса стала Еврозона, где масштабные суверенные долги создают мощные препятствия на пути восстановления экономики. В 2012 году ситуацию усугубили действия европейских правительств, которые интенсивно реализуют политику бюджетной экономии, а последний удар по сталелитейной промышленности нанесло торможение подъема в Китае и других развивающихся странах. Эти факторы оказали мощное давление на рынок и в текущем году. Ситуация усугубляется глобальным перепроизводством (по некоторым оценкам, в мире имеется более 600 млн тонн избыточных мощностей).
В 2012 году мировое производство нерафинированной стали увеличилось на 1,2% и достигло очередного исторического рекорда в 1,548 млрд тонн. За первые три квартала 2013 годовой прирост составил 2,7%, а объем производства – 1,186 млрд тонн. Лидером остался Китай, на долю которого пришлась почти половина мировой выплавки металла: национальный выпуск составил 587 млн тонн (годовой прирост – 8%). Второе и третье места занимают соответственно Япония (82 млн тонн, прирост 1,4%) и США (65 млн тонн, годовой спад – 4%). В Европе и Южной Америке спад производства составил 4% (до 124 млн тонн) и 1,2% (до 34 млн тонн). В Азии выплавка стали увеличилась на 5,9%, до 795 млн тонн, а на Ближнем Востоке – на 6,8%, до 19 млн тонн.
Все же потребление понемногу растет, поэтому ситуация с загрузкой мощностей несколько улучшилась. В 2011 году она составляла 80,7%, затем снизилась до 78,8% в 2012 и до 71,2% – в январе 2013 года, но затем восстановилась до 80%. Тем не менее перспективы отрасли пока не слишком радуют производителей.
Вооруженным глазом
По прогнозу World Steel Association, после повышения на 2% в прошлом году потребление стальной продукции в 2013 подрастет еще на 3,1%, до 1,475 млрд тонн, но только при условии, что оправдаются прогнозы по темпам увеличения спроса в развивающихся странах. А эта предпосылка довольно ненадежна. Тем не менее ожидается, что в текущем году использование стали в Китае увеличится на 6%, т.е. существенно превысит скорость роста (2,9%) в 2012. Это ускорение связано с правительственными инвестициями в инфраструктуру. В Индии, где в прошлом году потребление увеличилось на 2,6%, подъем рынка окажется более умеренным – 3,4%. Сравнительно скромная цифра предсказана из-за инфляции и структурных проблем, которые ограничивают использование стали в определенных секторах. В Японии скромный прирост 0,1% можно считать неплохим прогрессом после прошлогоднего спада – этот прогресс связан с правительственным стимулированием экономики. В США, где прошлом году подъем рынков в автомобильной, энергетической и строительной отраслях привел к росту потребления стали на 7,8%, в 2013 ожидается небольшая добавка – 0,7%, поскольку промышленную активность изрядно тормозили опасения по поводу бюджетных проблем правительства. В Европе же ожидается спад на 3,8%, поскольку сейчас просветы в экономике могут заметить только непробиваемые оптимисты. Тем не менее это уже намного лучше, чем прошлогодний обвал на 9,5%.
Зато на 2014 год прогноз более благоприятный. По мнению экспертов Zacks Equity Research, западные страны начнут вносить все больший вклад в повышение будущего спроса, и мировое потребление стали увеличится на 3,3%, до 1,523 млрд тонн. Правда, нерешенные структурные проблемы, политическая нестабильность и волатильность финансовых рынков продолжат вносить неопределенность в экономические тенденции развитых стран, но связанные с этим риски существенно уменьшатся. С другой стороны, в Zacks предсказывают, что в Китае рост потребления затормозится до 3%, поскольку усилия правительства по перебалансировке экономики приведут к снижению инвестиционной активности. В Индии же стремление властей ускорить проведение структурных реформ вызовет противоположный эффект – прирост объемов потребления в 2014 году составит 5,6%. Правда, в Японии подъем окажется недолгим, и спрос на сталь сократится на 1,6% из-за новых акцизов, перемещения обрабатывающих предприятий за пределы страны и роста цен на энергию.
В отношении цен особых улучшений эксперты не ожидают. Для рынка стальной продукции характерна высокая цикличность, обусловленная значительной фрагментацией отрасли, и соответствующая волатильность цен. Традиционно рост затрат на сырье приводит к повышению цен на сталь, но в условиях низкого спроса это правило часто не работает. В обозримом будущем рынок стальной продукции останется рынком покупателя, и производителям не удастся регулярно перекладывать свои затраты на заказчиков. С другой стороны, судя по количеству реализуемых в мире железорудных и угольных проектов, сырьевые рынки тоже вступают в эпоху избытков поставок, поэтому роста цен ожидать не стоит. Тем не менее для производителей стали перспективы оставляют желать лучшего, и ситуация усугубляется масштабным перепроизводством, наплывом дешевого импорта из Китая, неопределенностью тенденций в мировой экономике и расширением использования альтернативных материалов.
Поэтому цены на сталь, которые ощутимо повысились в первом полугодии 2012, затем опять двинулись вниз во втором, и в текущем году остаются на низком уровне с тенденцией к дальнейшему спаду. Это изрядно сократило маржу сталелитейных компаний. Правда, аналитики Zacks Equity Research говорят, что можно ожидать постепенного повышения цен в связи с восстановлением мировой экономики, стабилизацией ситуации в Еврозоне, ростом строительной активности в развивающихся странах, особенно – в Китае, Индии и Южной Корее.
Экономические маневры
Пожалуй, наилучшие перспективы сейчас имеются у сталелитейных компаний США. Крупнейшие потребители стальной продукции – автомобильная и строительная отрасли – проявляют изрядную активность. В текущем году первая из них уверенно расширяла продажи в связи с эскалацией спроса в США и странах Азии. И если в Азии покупательская активность растет на почве подъема экономики, то американские потребители делают покупки главным образом в силу необходимости: в августе 2013 средний возраст автомобилей на дорогах США достиг исторического рекорда – 11,4 года. Необходимость замены и привела к повышению спроса на новые машины. Мощными стимулами к росту продаж послужили не только отложенный спрос, а и упрощение финансирования покупки, выпуск некоторых новых топливно-эффективных моделей, снижение уровня безработицы и восстановление потребительского доверия в связи с восстановлением жилищного рынка.
Строительная активность в США тоже идет на подъем. Индекс архитектурных счетов (ABI), который дает возможность прогнозировать будущую интенсивность расходов на промышленное строительство, в сентябре составил 54,3, несмотря на неопределенность, связанную с прекращением работы правительства. Ориентируясь на этот индикатор, эксперты American Institute of Architects предсказывают, что в текущем году прирост расходов на проекты промышленного строительства составит 2,3%, а в 2014 он увеличится до 7,6%. В сегменте жилищного строительства тоже наблюдаются заметные улучшения: количество стартов новых проектов и получения разрешений на застройку достигли четырехлетнего максимума. Почву для этого подъема создали рекордно низкие ипотечные ставки, рост арендной платы и пониженные цены на недвижимость.
Правда, в октябре временное прекращение работы правительства, вызванное разногласиями по принятию бюджета на текущий финансовый год, и перспектива дефолта по госдолгу увеличили неопределенность в строительном секторе. Тем не менее ФРС так и не внесла изменений в программу стимулирования экономики, а правительство достаточно быстро возобновило работу, поэтому к потребителям вернулся оптимизм. Ну, а подъем в строительном секторе повышает потребительское доверие, что приводит к росту автомобильных продаж. Прогноз по другим важным рынкам – в транспортном, энергетическом, промышленном и сельскохозяйственном секторах – тоже остается благоприятным.
В Китае промышленное производство в октябре достигло семимесячного максимума. По предварительным оценкам HSBC, индекс деловой активности (PMI) увеличился до 50,9 от сентябрьского показателя 50,2. По мнению экспертов банка, это связано с подготовкой серии важных экономических реформ. Возможно, решимость правительства выполнить продекларированный план вызывает оптимизм у предпринимателей и создает уверенность в восстановлении прежней скорости экономического подъема. Правда, история свидетельствует, что реформы не могут привести к немедленному ускорению, их эффект сказывается намного позднее. Тем не менее во все времена находятся так называемые эксперты, утверждающие, что перестройка и ускорение могут происходить одновременно. Однако китайские лидеры не относятся к их числу – они собираются добиться ускорения путем банальных инвестиций в инфраструктуру и недвижимость, чтобы выиграть время для структурных реформ.

МинПром
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_2682.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru