Олег Зайцев
Ведущие железорудные компании мира планируют на ближайшие годы резкое расширение добычи
Сегодня нет недостатка в прогнозах относительно дальнейшего развития мировой железорудной отрасли по на ближайшие несколько лет. Порой они достаточно противоречивы, однако большинство экспертов выражают единое мнение, по меньшей мере, по трем аспектам: производство сырья будет расти, цены на него – падать, а ситуацию на рынке продолжит контролировать «большая четверка» в лице бразильской корпорации Vale, а также ведущих австралийских горнодобывающих компаний BHP Billiton, Rio Tinto и Fortescue Metals Group (FMG).
Противоречивые оценки
По прогнозам экспертов австралийской консалтинговой компании Intierra Resource Intelligence, потребление железной руды к 2030 году удвоится и достигнет порядка 3,5 млрд. т в год. С другой стороны, как считают в McKinsey & Company, если все заявленные проекты по расширению производства железорудного сырья будут реализованы (хотя это маловероятно), то общие мировые мощности к 2020 году могут превысить 4 млрд. т в год. Более точными, как представляется, будут все же оценки на более краткосрочную перспективу, в частности, на ближайшие три-четыре года.
Так, аналитики ведущих мировых инвестиционных банков (HSBC, Goldman Sachs, Morgan Stanley и др.), опрошенные специалистами информационного агентства Bloomberg, прогнозируют, что к 2017 году спрос на железную руду в глобальном масштабе достигнет порядка 2,3 млрд. т, а прирост добычи сырья к этому времени составит 560 млн. т, причем, две трети этого прироста обеспечат Vale, BHP Billiton, Rio Tinto и FMG. Избыток поставок железной руды, по их оценкам, достигнет от 75 млн. до 112 млн. т в 2014 году, 225 млн. т – в 2015-м, 275 млн. и 344 млн. т в 2016-м и 2017 годах соответственно, что, безусловно, приведет к падению цен. Производство железорудного сырья к 2017 году, по прогнозам большинства экспертов, может достичь отметки почти в 2,5 млрд. т в год. Совокупные среднегодовые темпы роста глобальной отрасли в течение ближайших пяти лет составят почти 10%, а ее капитализация к 2018 году достигнет порядка $380 млрд.
Что же касается ценовой политики, то большинство аналитиков предсказывают падение цен на сырье, называя, правда, при этом разные цифры. Одни из них утверждают, что ниже $100 за т FOB стоимость руды уже никогда не упадет, другие (например, эксперты австралийского Бюро ресурсов и энергоэкономики – Bureau of Resources and Energy Economics, BREE) считают, что в 2018 году цены на железную руду будут находиться на уровне $90 за т. Специалисты Goldman Sachs представили еще более пессимистичный ценовый сценарий. По их мнению, из-за сокращения добычи в Австралии и Бразилии, вызванного погодными факторами, в текущем году средняя цена составит около $138 за т, но уже в 2014 она снизится до $115 (прежний прогноз банка – $126), а в 2015 году упадет до $80-90 за т FOB Австралия. Падение цен обуславливается, прежде всего, возможным снижением спроса на железную руду на мировом рынке и, прежде всего, со стороны Китая, а также существенным ростом поставок сырья с новых горнорудных предприятий, находящихся сегодня в стадии строительства и планируемых к вводу в эксплуатацию в краткосрочной перспективе, что приведет к избытку руды на мировом рынке.
По мнению аналитиков, снижение цен на железорудное сырье не окажет существенного воздействия на крупнейших мировых производителей железной руды, в частности, на австралийскую «большую тройку» в лице Rio Tinto, BHP Billiton и FMG. У Rio Tinto, к примеру, себестоимость добычи благодаря крупным объемам и высокому содержанию железа в руде равна $25-30 за т, у BHP - $30-40, у Fortescue – чуть более $40 за т. Поэтому любое падение цены эти компании рассматривают в качестве хорошей возможности по удалению с рынка различных мелких фирм, не способных справиться с ценовыми колебаниями.
Между тем, как считают специалисты BREE, КНР будет и далее оставаться главным импортером железорудного сырья в мире. В период с 2014 по 2018 год, как прогнозируется, объемы китайского импорта железной руды будут расти в среднем на 5% в год и достигнут к 2018 году 966 млн. т, то есть составят 65% от всех глобальных поставок сырья. Что же касается экспорта, то здесь будут и далее доминировать Австралия и Бразилия. По итогам 2013 года, как отмечают в BREE, экспорт австралийской руды составит порядка 554 млн. т, а в период с 2014 по 2018 годы средние темпы его роста достигнут 8%, так что в 2018 году Австралия, по предварительным оценкам, будет экспортировать не менее 830 млн. т в год. С другой стороны, экспорт бразильской руды в течение этого же периода будет увеличиваться на 4% в год и достигнет к 2018 году 411 млн. т.
Увеличение добычи
В том, что, несмотря на ценовые колебания, добыча железной руды будет и далее расти достаточно быстрыми темпами, как полагает большинство экспертов, нет никаких сомнений. Во-первых, это обусловлено достаточно оптимистичными прогнозами, которые дает World Steel Association в отношении стабилизации ситуации в мировой металлургической отрасли в следующем году. Во-вторых, четверка крупнейших мировых производителей железной руды задекларировала широкомасштабные программы увеличения добычи на ближайшие несколько лет. Реализация этих проектов может сыграть решающую роль в обеспечении сырьем мировой металлургии на ближайшую перспективу.
Так, в Австралии, по данным BREE, в настоящее время в стадии технико-экономического анализа и обоснования или же окончательной разработки находятся около 48 горнорудных проектов по добыче железной руды. Реализация этих 35 «гринфилдовских» (с нуля) и 13 «браунфилдовских» (реконструкция и модернизация) проектов должна быть осуществлена, как ожидается, в течение ближайших пяти лет. При этом, строительство горнорудных объектов по 15 программам уже началось, а их ввод в эксплуатацию в течение ближайших трех лет даст возможность увеличить производство железной руды в Австралии на 254 млн. т. Реализация остальных проектов позволит к 2017 году увеличить добычу руды еще на 322 млн. т. Капитальные инвестиции на выполнение всех инвестиционных программ составят почти $50 млрд.
По мнению аналитиков британской консалтинговой компании Business Monitor International и информационного агентства Bloomberg, в 2017 году Австралия будет добывать порядка 645 млн. т железной руды в год. К 2015 году Rio Tinto, BHP Billiton и FMG намерены ввести в эксплуатацию новые мощности по производству сырья совокупным объемом около 235 млн. т.
Расширять добычу железной руды в Австралии будут в первую очередь BHP Billiton и Rio Tinto, на долю которых приходится 40 и 37% национального производства железорудного сырья. Эти две компании планируют совместно вложить более $10 млрд. в расширение добычи железной руды в Западной Австралии. По словам генерального директора Rio Tinto Сэма Уэлша, в первой половине 2015 году добыча железорудного сырья должна увеличиться с сегодняшних 290 млн. т на 15% и достигнуть 360 млн. т в год. Проект Rio Tinto по расширению добычи в регионе Пилбара стоимостью $3,1 млрд. предусматривает выделение $2 млрд. на продление эксплуатации рудника Nammuldi, а остальные инвестиции предусматривается направить на развитие железнодорожной и портовой инфраструктуры. Кроме того, Rio Tinto планирует увеличить ежегодную добычу руды на руднике Cape Preston в Западной Австралии на 50% в течение ближайших пяти лет.
BHP Billiton также продолжает разработку ряда месторождений, начальные мощности которых, по оценкам экспертов, составляют порядка 35 млн. т в год. Ввод в эксплуатацию данных объектов даст возможность BHP Billiton увеличить добычу сырья до 220 млн. т к концу 2014 года. По мнению руководства компании, стабилизация ситуации в мировой металлургии, которая, по прогнозам, должна наступить в следующем году, приведет к росту спроса на железную руду. В этой связи BHP Billiton намерена довести совокупную производительность своих железорудных предприятий до 260-270 млн. т в год к 2017 году. Этого удастся достичь, прежде всего, за счет расширения мощностей ГОКа Jimblebar до 55 млн. т.
По данным Нева Пауэра, генерального директора FMG, добыча железной руды на рудниках компании по итогам текущего года должна достичь рекордных 155 млн. т. Приступать к реализации очередной программ расширения мощностей, как утверждает Пауэр, в компании пока не намерены, но собираются в полной мере использовать производственные возможности уже действующих предприятий. Вместе с тем, FMG не отказывается от планов дальнейшего наращивания производства на месторождениях Chichester, Solomon и North Star, совокупные запасы руды на которых оцениваются в 2 млрд. т.
Наконец, бразильская Vale реализует в настоящее время крупный проект (90 млн. т) на месторождении Serra Sul в Северной Бразилии. Это самый дорогостоящий проект в мировой железорудной отрасли: инвестиции в него составят почти $20 млрд. По данным специалистов компании, проект обеспечит снижение операционных затрат на добычу и транспортировку руды в порт Понта-да-Мадейра вдвое, до $15 за т (с учетом всех затрат – $23-25). По мнению многих экспертов, это будет одно из самых низкозатратных предприятий в мире, а завершение проекта позволит Vale вернуть часть рыночной доли, которую компания уступила конкурентам. После вывода Serra Sul на проектную мощность ее доля мирового рынка, как ожидается, увеличится до 25-26% с нынешних 23%. В целом же, по оценкам исполнительного директора Vale Хосе Карлоса Мартинса, объемы добычи руды у Vale после реализации проекта Serra Sul и ввода в эксплуатацию еще одного нового ГОКа Serra Norte (производительностью 40 млн. т в год) должны увеличиться с текущих 308 млн. т до порядка 460-480 млн. т к 2017-2018 годам.