Георгий Карпенко
Нормализация отношений Ирана с Западом стабилизирует цены на энергоносители и значительно ускорит восстановление экономики Ближнего Востока. От восстановления одного из наиболее быстрорастущих в мире стальных рынков выиграет и Украина, некогда один из основных торговых партнеров страны.
Подписанное в Женеве соглашение между Тегераном и группой посредников «5+1» стало первым шагом в нормализации отношений Ирана с западным миром. Большая часть международных санкций все еще в силе, однако если Иран выполнит обещания по ограничению и увеличению «прозрачности» своей ядерной программы, в течение следующих 6 месяцев возможно полное снятие экономической блокады страны со стороны США и ЕС.
Уже в начале недели США разморозили часть активов Ирана на 8 миллиардов долларов, а ЕС снял запрет на страхование танкеров, перевозящих иранскую нефть, что дает возможность увеличить ее импорт рядом азиатских стран, в частности, Индией. Возобновление в будущем иранского экспорта нефти и газа на мировые рынки позволит снизить цены на них, что будет способствовать ускорению восстановления экономической активности во всем мире.
Быстрейшее урегулирование всех проблемных вопросов позволит экономике Ирана возобновить рост. Напомним, что в 2012 г. спад экономики страны составил около 2%, в 2013 г. ожидается снижение ВВП на 1,5%. По оценкам Белого дома, прямые экономические потери Ирана от резкого снижения продаж нефти составили порядка $80 млрд.
Курс местной валюты в конце прошлого года из-за санкций упал до 40000 риалов за американский доллар. Страна столкнулась с беспрецедентной инфляцией и дефицитом многих видов продукции, импортируемой из-за рубежа. Активность в промышленной сфере сильно упала, уровень безработицы достиг 25%. Курс риала несколько вырос до 30000 после выборов в июне этого года нового президента, которым стал Хасан Рухани, с которым избиратели связывали надежды, как оказалось, небеспочвенные, на потепление отношений с Западом.
Политическая оттепель должна принести и оживление стальному рынку, который более года находится в состоянии стагнации. Традиционно основными поставщиками сталепродукции в Иран выступают экспортеры из России, Украины, Турции, Индии и Казахстана. Однако за период действия международных санкций серьезно укрепил свои позиции Китай, который стал одной из немногих стран, который отказался от бойкота иранской продукции.
Хоть и в меньших объемах, КНР в 2013 г. продолжает закупки нефти у Ирана – от 350 до 450 тыс. баррелей сырой нефти в сутки, это больше, чем импорт вместе взятых Японии и Турции.
Кроме того, Китай также резко увеличил импорт иранской руды – поставки выросли на 36% за первые 8 месяцев 2013 г. (до 15 млн. т), что сделало Иран 4 по величине поставщиком этого сырья в Поднебесную.
В октябре 2013 г. Организация развития и модернизации горнорудной промышленности Ирана (IMIDRO) сообщила, что китайская корпорация МСС (Metallurgical Corporation of China Ltd) пообещала финансировать 7 металлургических проектов в ряде иранских провинций.
Иран, располагая значительные ресурсами железной руды и природного газа, остается чрезвычайно перспективным регионом для организации производства прямовостановленного железа.
Объем выпуска этой продукции растет (в 2012 г. – 11,6 млн. т, или 16% мирового производства), однако мощные инвестиции могли бы удвоить выпуск этой продукции уже за несколько лет.
Потепление отношений Ирана с Западом должна использовать и Украина, которая еще десяток лет назад занимала не последнее место в числе торговых партнеров Тегерана.
Потенциал сотрудничества высок – экспорт в Иран зерна и продукции машиностроения, импорт энергоносителей, овощей и фруктов.
Только недавно украинских инвесторов пригласили участвовать в строительстве железных дорог линий метро и реконструкции аэропорта в Ширазе, а также реализации проекта по доставке воды из Персидского залива в южные районы провинции Фарс.
Возможен и вероятен и рост поставок стального проката и кокса, экспорт последнего в 2013 г. составит порядка 400 тыс. т. По оценкам Deutsche Bank, больше всего выиграет от возобновления Ираном импорта металлопродукции компания «АрселорМиттал», которая ранее заявляла, что понесла убытки из-за резкого снижения поставок с ее предприятий в СНГ (Украине и Казахстане).
Потенциал украинского экспорта полуфабрикатов и длинномерного проката в Иран – минимум 500 тыс. т, при условии улучшения рыночной конъюнктуры. Возобновление Ираном импорта из России и Турции будет способствовать снижению конкуренции на рынках сопредельных стран.
Рынок оживет
Стальное потребление в Иран устойчиво росло на протяжении 10 лет, споткнувшись лишь в 2012 г., когда оно снизилось к уровню предыдущего года на 13%, до 18,2 млн. т. При этом доля импорта, который снизился в еще большей степени, в потреблении составила 30%.
В 2012 г. импорт сталепродукции в страну, по данным WSA, упал до 5,6 млн. т по сравнению с 8,6 млн. т в 2011-м и 9,6 млн. т в 2010 гг. Нетто-импорт в страну составил 5,3 млн. т, по этому показателю страна заняла 7-е место в мире. В иранском импорте доминируют полуфабрикаты и плоский прокат (примерно по 35%), остальное приходится на длинномеры и трубы. По предварительным оценкам, в текущем году объемы импорта составят максимум 3,5-4 млн. т, что на треть ниже уровня 2012 г.
В настоящее время ситуация в сталелитейной промышленности является сложной. Госпредприятия работают более-менее стабильно, но около 40% производителей в частном секторе остановлены. Причины – дефицит сырья и высокие цены на него, слабый внутренний спрос.
На частный сектор пока приходится менее 10% отраслевого производства стали, порядка 15% в выпуске проката. Основными производителями стали в стране являются базирующиеся в провинциях Исфахан и Хузестан Mobarakeh Steel (47% доля рынка), Хузестан Steel (23%), Esfahan Steel (20%), а Иран Национальный Steel Industries Group (10%).
По данным WSA, выплавка стали за 10 месяцев 2013 г. выросла на 5,3% к АППГ, до 12,7 млн. т. Очевидно, в текущем календарном году будет произведено 15,2-15,3 млн. т стали по сравнению с 14,89 млн. т в 2012 г. В любом случае, это очень далеко от планировавшегося ранее на конец пятой пятилетки развития (2015 г.) уровня – 55 млн. т.
Укрепление риала после смягчения санкций и роста валютных поступлений в страну будет способствовать снижению цен на импортный прокат. Это улучшит покупательский спрос, и вместе с сезонным ростом спроса весной 2014 г. на иранский стальном рынке может начаться настоящий ажиотаж. Содействовать росту импорта будет и снижение таможенных пошлин на ввоз стальной продукции. На сегодня на импорт заготовки действует пошлина в 4%, арматуры – 10%, катанки – 15%.
Перспективы потребления в стране чрезвычайно позитивны. В стране планируется реализация ряда крупных инфраструктурных проектов. В частности, в расширение на 9,5 тыс. км сети железных дорог планируется инвестировать примерно 12 млрд. долларов, часть из которых часть должны вложить частные компании. Как только будут разморожены валютные активы, Иран возобновит широкую программу жилищного и инфраструктурного строительства, инвестиции пойдут в энергетический и машиностроительный сектор. Объемы стального потребления в стране, при условии успешного диалога с Европой и США, уже в 2014 г. вернутся на уровень 2011 г. (21 млн. т), и будут расти со скоростью 5-15% в год.