Виктор Тарнавский
Производители плоского проката в странах Восточной Азии приступают к повышению цен
В начале декабря обстановка на дальневосточном рынке стали начала меняться к лучшему. Потребители приступили к закупкам стальной продукции с поставкой в феврале, после Нового года по китайскому календарю (30 января). Спрос на плоский прокат постепенно растет, а производители получили возможность для повышения котировок в размере до $10 за т по сравнению с концом ноября.
Японские компании предлагают горячекатаные рулоны в страны Юго-Восточной Азии по $560-570 за т FOB против $550-560 за т двумя неделями ранее. При этом, если в конце ноября и в первых числах декабря японские металлурги были готовы продавать горячий прокат в Индию и страны Ближнего Востока всего лишь по $530-540 за т FOB, то теперь минимальный уровень цен составляет $550 за т FOB.
Подтянули вверх котировки и корейские экспортеры. Ранее Posco и Hyundai Steel не исключали удешевления горячекатаных рулонов по некоторым контрактам до менее $540 за т FOB, но ближе к концу первой декады декабря цены окончательно укрепились в интервале $550-560 за т FOB. Примерно на таком же уровне выставляют на продажу аналогичную продукцию и тайванские металлурги.
Безусловно, эта тенденция вряд ли получила бы развитие, если бы ее не поддержали поставщики из Индии и Китая. Индийские компании, как и их японские коллеги, в декабре увеличили стоимость горячекатаных рулонов на $10 за т по сравнению с предыдущим месяцем, до $560-570 за т CFR при поставках в страны Юго-Восточной Азии. Китайцы пока что действуют не так согласованно. Одни компании в начале декабря подняли котировки на горячий прокат до $530-540 за т FOB, но другие пошли на незначительные уступки и готовы продавать его по $520-525 за т FOB. Впрочем, ожидается, что в ближайшее время китайские экспортеры будут повышать цены, чтобы компенсировать декабрьское подорожание железной руды.
Более сложной выглядит ситуация на региональном рынке толстолистовой стали. Экспортные котировки на китайский материал не превышают $515-530 за т FOB, и повышение их проблематично. Хотя в Китае судостроительная промышленность в этом году возобновила подъем, в Корее отрасль так и не вышла из глубокого кризиса. За первые десять месяцев текущего года корейские компании импортировали немногим более 1,6 млн. т толстолистовой стали, на 42% меньше, чем в тот же период годичной давности.
В целом ожидания большинства производителей достаточно благоприятны. По их мнению, декабрь будет достаточно спокойным месяцем, но в январе прогнозируется подъем на $20-30 за т. Однако в реальности этот рост может оказаться меньше ожидаемого из-за избытка предложения. Китайский экспорт стальной продукции составил в ноябре 5,00 млн. т, а за январь-ноябрь объем внешних поставок почти достиг 57 млн. т, что на 12% больше, чем год назад. Японский экспорт увеличился по итогам января-октября на 4,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 36,2 млн. т.
При этом, китайские, японские и корейские металлурги наращивают поставки, прежде всего, в страны Юго-Восточной Азии, где подавляют развитие региональной сталелитейной отрасли. По оценкам SEASI – Института стали стран АСЕАН, уровень загрузки мощностей в металлургической промышленности региона, сократился в этом году до менее 50%. Это приводит к росту протекционистских настроений и повышает вероятность введения в государствах Юго-Восточной Азии антидемпинговых пошлин на китайский и корейский прокат. Японская продукция, как правило, относится к верхнему ценовому уровню и поэтому под обвинения в демпинге никак не попадает.