Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Яндекс цитирования

Стальные перспективы-2014: охлаждение китайского мотора



Максим Белов
Прогнозируемый на 1-й квартал следующего года рост стальных цен во многом зависит от темпов развития экономики КНР. Реализуемая новой властной командой Поднебесной новая стратегия, направленная на повышение качества роста, будет способствовать и стабилизации потребления металла.
После прошедшего в ноябре 3-го пленума ЦК КПК 18-го созыва, китайская и мировая пресса много пишет о грядущих изменениях в экономической политике Пекина Изменения давно назрели и ожидаемы. В последние годы китайский локомотив развития еще быстр и мощен, однако в новой экономической реальности все больше значение приобретает то, сколько ресурсов он сжигает при движении, и каков конечный смысл этой гонки.
Не секрет, что сегодня экономика Китая сталкивается с комплексным перепроизводством в целом ряде отраслей – от промышленной продукции, такой как сталь и цемент, до бытовой техники и автомобилей.
Быстрый рост промпроизводства долгое время был генеральной стратегией Пекина – он позволял расширять экспорт и приток валюты, гарантировал занятость и рост доходов населения. Однако сегодня слабость внешних рынков уже не может обеспечить сбыт растущих объемов китайской продукции.
Болезни роста
Многие громадные госпредприятия, составляющие основу промышленного сектора, работают неэффективно. В особенности это касается обремененной долгами и перепроизводством сталелитейной индустрии. В 2013 г. ряд меткомбинатов работают с нулевой или отрицательной рентабельностью. Остановиться они не могут – колесо производства должно крутиться, обеспечивая рабочим зарплату, выплату кредитов банкам, использование хранящегося на складах сырья. По оценкам CISA, средняя загрузка сталеплавильных мощностей в КНР составляет менее 75%, а запасы готовой продукции превышают 14 млн. т.
По оценкам экспертов американской Peabody, около 40% металлургического угля, добываемого в провинции Шаньси (основной угольный район Китая) имеет себестоимость ниже чем цены реализации, однако все шахты продолжают работать.
В самом Китае не только эксперты, но и чиновники признают, что инвестиционно-экспортная модель роста исчерпала себя, экономика нуждается в трансформации и модернизации. Премьер-министр Китая Ли Кэцян заявил, что правительство будет соблюдать баланс между стабилизацией роста и структурной перестройкой экономики.
Темы роста перестают быть доминантой, акцент переносится на повышение эффективности и качества такого роста. Новая экономическая политика должна снизить зависимость от экспорта и инвестиций и повысить роль потребления. Вот основные «ноябрьские тезисы» будущих реформ:
• активизировать политику расширения внутреннего спроса с формированием новых источников; работать над увеличением числа экспортных рынков;
• ускорить развитие агросектора с формированием новой модели хозяйственной деятельности, в т.ч., за счет возможности использовать землю в качестве залога при привлечении финансирования;
• повышение доли инноваций и экологических инициатив;
• модернизация финансового сектора для облегчения доступа к финансированию;
• обуздание роста кредитования и сокращение долговой нагрузки частного и государственного секторов;
• переход к рыночным способам формирования тарифов;
• смягчение контроля над рождаемостью.
Безусловно, приоритетом для партии и правительства остается сохранение политической и социальной стабильности в стране, поэтому «резких поворотов» не будет.
Тем не менее, последние решения пленума и Политбюро ЦК КПК могут дать старт самым значимым изменениям китайской экономики со времен Дэн Сяопина, а новые лидеры Китая Си Цзиньпин и Ли Кэцян получат возможность встать вровень с великим реформатором.
Ну а самое главное, как пишут китайские экономисты, в случае успеха этих реформ Китай обеспечит себе устойчивый рост на протяжении 10-20 лет.
Весь мир понимает, что от того, насколько успешно Китай будет решать задачи роста, во многом зависит и тонус мировой экономики.
Тот рост, затем ажиотаж, и наконец, резкий спад, который пережила глобальная стальная индустрия, во многом был вызван бурным развитием китайской экономики.
Переход Поднебесной к менее быстрому, но стабильному темпу развития выгоден как всей глобальной экономике, так и черной металлургии. Учитывая большие избыточные мощности, китайский рынок уже никогда не будет для мировых меткомпаний столь выгодным как это было с 90-х по середину 2000-х годов.
В текущем году экономика страны, несмотря на некоторое снижение темпов, растет со скоростью, недоступной другим крупным экономикам. В 3-м квартале рост ВВП составил 7,8%, за 9 месяцев – 7,7%, что безусловно, позволит, достичь целевого показателя на 2013 год – 7,5%. Реальный рост ВВП страны по итогам года, очевидно, будет 7,6%. Хотя этот уровень будет самым низким за последние годы, на сегодняшнем этапе развития страны этот показатель можно считать достаточным.
В целом тонус промышленного сектора довольно высок, об этом свидетельствуют последние статданные. Объем промпроизводства прибавил 10,3%, потребление электроэнергии (один из индикаторов, отражающих состояние экономики) в октябре выросло на 9,5% по сравнению с прошлым годом, это максимальный прирост с декабря 2011 г.
Продажи легковых автомобилей в Китае в годовом выражении выросли в октябре на 24%.
Продолжается рост в стройсекторе, перспективы которого устойчивы, в т.ч., благодаря тому, что удалось снять основные риски схлопывания пузыря на рынке недвижимости (в частности, повышен первоначальный взнос при получении второго ипотечного кредита).
Стабильный спрос со стороны стройсектора и автопрома поддерживает и рост стального потребления, который в текущем году составит 6%, до 730 млн. т.
В ноябре импорт железной руды стал рекордным (почти 78 млн. т), за год он составит 800 млн. т. В 2014 г. будет закуплено 850 млн. т, почти 70% от общего спроса. Активное формирование рудных запасов косвенно свидетельствует о планах увеличения стального производства в следующем году.
Перспективы потребления – что будет в следующем году?
Новая команда китайских лидеров традиционно для страны прагматична и сдержана в оценках. Новый целевой показатель роста ВВП страны на следующий год, очевидно, будет установлен в пределах 7,2-7,5% в год. Ранее премьер Госсовета КНР Ли Кэцян заявил, что Китаю нужен рост ВВП как минимум на 7,2% в год, чтобы сохранять стабильную занятость.
Напомним, что WSA прогнозирует на 2014 г. рост мирового стального потребления в мире на 3,3%, при этом в развитых странах рост составит 1,7%, развивающихся – 5,3%, в т.ч., в Китае прирост снизится до 3% по сравнению с 6% в 2013 г.
Собственно, это минимальный прогноз, в реальности ожидается более высокие показатели роста. Базируются они на правительственных усилиях стимулирования экономики, в частности, инвестиций в транспортный и энергетический сектора. По оценкам нацинститута металлургической промышленности, наибольший рост потребления стали в 2014 г. ожидается в секторах железнодорожного транспорта и автопрома – на 8,3% и 8% соответственно.
Спрос со стороны машиностроения и сектора производства бытовой техники, как ожидается, вырастет на 5,3% и 5% соответственно. Потребление в судостроении, очевидно, вряд ли покажет рост в 2014 году в связи с депрессией мирового рынка.
Отметим чрезвычайно амбициозную программу строительства сети высокоскоростных железных дорог, этот сектор будет становиться все более важным потребителем металла.
В среднем на километр железной дороги необходимо более 3 тыс. т стали, кроме этого, следует учесть косвенное потребление при строительстве локомотивов и подвижного состава.
Ну и наконец, процесс урбанизации не остановим, и к 2028 г. еще около 250 млн. китайцев переберутся из сельской местности в городские агломерации, что обуславливает необходимость строительства домов, транспортной и социальной инфраструктуры, роста производства товаров личного пользования.

УГМК. инфо
Версия для печати: http://www.metalindex.ru/publications/publications_2720.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2024
Рейтинг@Mail.ru