Казахский лом под домашним арестом



Ярослав Ярош
С 21 декабря вступает в силу временный запрет на вывоз металлолома из Казахстана. Большая часть импортируемого в 2013 году в Украину лома имела казахское происхождение, и решение властей этой страны означает, что отечественных безрудных металлургов ждет голодная зима.
В 2013 г. импорт лома в Украину вырос более чем в 2 раза, по сравнению с показателями предыдущего года. За первые три квартала его объем составил около 160 тыс. тонн. За счет четвертого квартала, когда месячные поставки продолжали увеличиваться, годовой показатель ломоимпорта наверняка перешагнет 200-тысячный рубеж, а по прогнозам некоторых аналитиков мог бы дотянуть даже до 250 тыс. тонн. Примерно 90% этого импортного ресурса имело казахское происхождение.
По статистике объединения "Металлургпром", за январь-ноябрь 2013 г. предприятия украинского ГМК получили около 4 млн тонн лома. Таким образом, казахская доля в этих поставках уже превысила 5%. На первый взгляд, не такой уж и большой куш. Но это как раз тот случай, когда говорят: мал золотник, да дорог. Казахский лом очень своевременно закрыл брешь в, можно сказать, хронической нехватке данного вида сырья в Украине. Без него эта дыра могла бы превратиться в кратер уже в текущем году. Благодаря казахам проблема отодвинулась на следующий год. Но, увы, не рассосалась.
Впервые призывы ограничить вывоз лома появились в Казахстане еще где-то в 2011 г. Но теперь они стали гораздо громче. В ноябре 2013 Ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Казахстана (АГМП) обратилась к правительству с просьбой ввести запрет на экспорт отходов черных металлов. В декабре к ней оперативно прислушались. Чтобы не рубить с плеча, кабинет Серика Ахметова объявил такой запрет временной мерой. Но, как известно, нет ничего более постоянного…
Реалии в казахском ГМК те же, что и в Украине: ломозаготовители категорически против закрытия границ, металлурги двумя руками – за. Аргументационная база посолиднее у последних. По данным АГМП, сейчас потребность Казахстана в ломе составляет 2,8 млн тонн, но уже к 2015 г. составит 5,9 млн тонн. Ломосбор же в стране оценивается сегодня примерно в 3,5 млн тонн годовых. Сопоставление этих цифр и дает прогнозируемый внутренний дефицит лома в Казахстане. Правда, вызывает сомнение способность этой центральноазиатской страны в считанные годы увеличить переплавку лома вдвое.
И тут, как ее ни гони, возникает мысль о пресловутой "руке Москвы". На казахский лом все чаще облизываются российские металлурги. Им досадно, что за последний год, несмотря на географическую близость, в РФ поступает даже меньше казахского лома, чем в Украину. Ассоциация "Русская сталь" уже обратилась к кремлевским властям с предложением освободить от НДС ввоз казахского лома. И хотя нынешний временный запрет вроде как распространяется на весь ломоэкспорт из Казахстана, очевидно, что в случае давления из Москвы Астане придется снять эти ограничения хотя бы в пределах Таможенного союза.
Наиболее активно лоббируют запрет на вывоз лома из страны два казахских метпредприятия – KSP Steel и "Кастинг". Оба принадлежат завсегдатаю первой "десятки" в казахском списке Forbes Рашиту Сарсенову. Не исключено, что, пережимая сырьевую артерию, соединяющую Казахстан с Украиной, он сознательно усложняет жизнь своим украинским конкурентам на рынке бесшовных труб Центральной и Средней Азии. Но даже если отбросить в сторону все конспирологические версии, оптимизма это не сильно прибавит. В любом случае в ломовых донорах для украинской металлургии Казахстан уже ходить не будет.
По мнению начальника отдела маркетинга ГП "Укрпромвнешэкспертиза" Юрия Добровольского, вполне можно допускать, что временный запрет на вывоз лома из Казахстана станет постоянным. "Я думаю, запрет вводился не из-за приближения зимы, когда выпуск заготовки традиционно сокращается, – объясняет он. – Проблемы с ломом у казахских заводов начались еще осенью, когда погода была нормальной и, следовательно, сезонные факторы не оказывали негативного влияния на заготовку". При этом сам объем ломозаготовки в Казахстане в последние годы сокращается в связи с истощением легкодоступных источников сырья – основных фондов, доставшихся в наследство еще от СССР.
Но если на казахов уже не рассчитывать, тогда на кого? Ю.Добровольский указывает в первую очередь на центральноевропейский регион. "Говорить можно о Польше, Словакии, Венгрии, Болгарии и Румынии, – рассказал он МинПрому. – Эти страны находятся ближе всего, и цена на внутренних рынках сопоставима с нашей. Вопрос только к техническим особенностям логистики лома в европейских вагонах по нашей железной дороге. Кроме этого, существующая импортная пошлина на лом (5%) очень сильно мешает активизации импорта из европейских стран". Пошлинный фактор, в частности, помешал наладить регулярный импорт лома из Венгрии в Украину "Керамету". В этом случае как основная транспортная артерия рассматривался Дунай.
Хотя в контексте последних веяний из Казахстана упомянутая 5% пошлина может быть и упразднена. Соответствующий законопроект уже лежит в Верховной Раде почти год. Но ей и до того было не до него, а сейчас – и подавно. У депутатов – политический кризис и катастрофическое отставание по бюджетному процессу. До важного, но мелкого закона они вряд ли доберутся раньше следующего года. Зато по казахскому примеру закрыть границу для утечки лома в Украине проще. Для этого достаточно административных рычагов, имеющихся у правительства.
Относительно же замены части лома в отечественном металлопроизводстве горячебрикетированным железом отраслевики пока настроены скептически. Тренд модный, но непрактичный. Во-первых, ввозить этот заменитель получается только из России, но ей самой скорое будет не хватать ГБЖ. А чтобы организовать производство брикетированного железа в Украине (планы такие есть), нужны время и деньги. Во-вторых, стоимость тонны этого сырья на сегодня на 60-70 долл. выше, чем у украинского лома. Даже ввозить лом из Европы получается дешевле.
"Сейчас, согласно нашим подсчетам, для конечного украинского пользователя разница в стоимости между ломом и ГБЖ превышает 30% не в пользу последнего, – отмечает начальник департамента риск-менеджмента международной юридической фирмы Integrites Евгений Тимошенко. – Да, мир сейчас вступает в период стабильного ломофонда, и потому спрос на ГБЖ будет расти, хотя мы и склонны считать, что применение его в Украине произойдет существенно позже".
Плохая новость из Казахстана паники в Украине пока не вызвала. И это неудивительно. Последние эшелоны с казахским ломом еще в пути. Запасы этого сырья на складах в целом увеличиваются. В зимнюю пору лом – товар не сильно ходовой. А впереди – долгий новогодне-рождественский цикл. Правда, февраль уже обещает быть суровым. Наверняка не один из меткомбинатов ощутит ломовую недостаточность, которая под влиянием ситуативных факторов пока не дает о себе знать.
С одной стороны, ноябрьский рост цены лома на внутреннем рынке (+150-200 грн./тонн) взбодрил ломозаготовителей, и они увеличили объемы предложения, опасаясь, как бы цены опять не нырнули глубже. Этим в свою очередь воспользовались некоторые меткомбинаты, запасаясь ресурсом впрок. В итоге складские резервы предприятий ГМК к концу ноября достигли 160 тыс. тонн против 104 тыс. тонн в конце октября.
С другой стороны, ряд предприятий страны, наоборот, снизили свою производственную деятельность, фактически отдавая свой ломовой лимит другим участникам рынка. Речь идет о кураховской "Электростали", "Интерпайп Стали" Виктора Пинчука, испытывающего затруднения со сбытом труб, и "Донецкстали", затеявшей реконструкцию. Их пассивность в данный момент является стабилизирующим фактором для украинского рынка лома. Но всегда так не будет. "Украина столкнулась с дефицитом лома на спаде промпроизводства, но с реальной активизацией рынков борьба за сырье разгорится с новой силой", – прогнозирует Е.Тимошенко.
Так, уже в первом квартале 2014 г. ожидается ввод в эксплуатацию новой электродуговой печи на "Донецкстали". В комплексе с этой ДСП-150 должна заработать и новая шредерная установка, способная на 70% покрыть потребности компании в подготовленном ломе. Чей ломоть отхватит "Донецксталь"? На Казахстан ей, похоже, рассчитывать теперь не стоит.
В пресс-службе компании подчеркивают, что новая печь способна управляться с разным составом сырья. "ДСП-150 может работать на различных видах сырья в различном соотношении (от 100% лома в завалку до соотношения 60% лома /40% чугуна), – объясняет заместитель начальника пресс-службы "Донецкстали" Юлия Ревякина. – Также в качестве частичной замены лома технология и конструкция печи позволяют использовать прямовосстановленное и горячебрикетированное железо". Однако для себестоимости выплавки лом гораздо полезнее всех прочих изысков. И не только на "Донецкстали".

Минпром ИА
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_2730.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru