Галина Резник
Последние несколько лет были крайне неудачными для немецкого сталелитейного концерна ThyssenKrupp. Инвестиции в строительство заводов в Бразилии и США обернулись грандиозными списаниями, глобальный кризис привел к падению спроса на всю продукцию компании, а усугубила ситуацию европейская депрессия. К этому добавились коррупционный скандал и обвинения в картельном сговоре. Крупная задолженность привела к снижению кредитных рейтингов, и агентства сохраняют по ним негативный прогноз. Правда, продажа американского завода несколько улучшит ситуацию, но убытки остаются убытками, и ThyssenKrupp еще долго останется "in red".
Конец эпохи динозавров
Проблемы у ThyssenKrupp начались около десяти лет назад, когда старая гвардия стала постепенно сдавать позиции. Традиционно, на протяжении почти двух столетий, учрежденная в 1811 году фирма Krupp следовала концепции своего основателя Фридриха Круппа, убежденного, что его компания не должна ориентироваться только на сиюминутные выгоды, ее главной целью должно быть достижение всеобщего блага. Его наследник Альфред Крупп превратил небольшую фирму в международную компанию, которая азартно стремилась к успеху, но при этом обеспечивала уникальную социальную поддержку своих работников. Эта традиция соблюдалась в компании всегда.
После смерти Альфреда Круппа (правнука Фридриха) в 1967 году глава концерна Бертольд Байц, выполняя его волю, учредил фонд Krupp Foundation (Alfried Krupp von Bohlenund Halbach Foundation), которому тот завещал все свое состояние. Сам Байц стал попечителем Фонда, который до сих пор оказывает финансовую поддержку студентам, изучающим педагогику, медицину, культурологию, литературоведение и физическую культуру. До недавнего времени именно этому фонду принадлежал блокирующий пакет акций (25,3%) ThyssenKrupp, образованного в 1999 году путем слияния Krupp с другим сталелитейным концерном – Thyssen. Этим слиянием тоже руководил Байц.
Все же объединение компаний привело к шероховатостям в отношениях между руководителями высшего звена. Кроме того, новое поколение топ-менеджеров было обеспокоено в первую очередь собственным карьерным ростом и зачастую принимало поспешные стратегические решения. Правда, Бертольд Байц имел карт-бланш, поскольку Крупп предоставил ему полную свободу действий, указав, что делает это не для того, чтобы хранить пепел, а для того, чтобы и дальше поддерживать пламя фирмы Крупп. Однако с возрастом ему становилось все труднее сохранять тотальный контроль над ситуацией. Он принимал участие в делах компании до самой смерти, которая настигла его в июле текущего года в возрасте 99 лет. Теперь менеджменту ThyssenKrupp приходится изыскивать пути решения проблем, последовавших за серией ошибочных решений, не имея поддержки в виде предпринимательского таланта Бертольда Байца.
А сохранит ли ThyssenKrupp в будущем свой нынешний статус одного из лидеров мировой сталелитейной промышленности, зависит от того, сумеет ли руководство концерна правильно соотнести сиюминутные выгоды с отдаленной перспективой, что весьма непросто сделать в условиях кризиса.
Сплошные неприятности
Главная проблема ThyssenKrupp связана с неудачным проектом экспансии на американский рынок. Идея создания Steel Americas представлялась весьма перспективной: строительство в Бразилии завода по производству слябов для прокатного предприятия в США, которое концерн построил и оснастил прогрессивными технологиями производства автомобильного листа и оцинкованных материалов строительного назначения. Кроме того, на примыкающей к заводу площадке ThyssenKrupp заложила фундамент предприятия по производству нержавеющей стали. Такое размещение независимо функционирующих блоков могло обеспечить существенную экономию на инфраструктуре и транспортных расходах.
Бразильский проект получил зеленый свет в 2005 году, а американский – в мае 2007, когда бум в сталелитейной промышленности достиг пика. А в 2008 году глобальный экономический кризис обвалил рынки в строительной и автомобильной отраслях. Цены на стальную продукцию упали на 40%, котировки реала подскочили, стоимость труда в Бразилии изрядно увеличилась, а цены на сталелитейное сырье резко пошли вверх. Кроме того, изменилась система ценообразования на железную руду – произошел переход от годовых контрактов к квартальным. Поэтому идея бразильско-американского тандема заводов, весьма многообещающая на момент принятия решений, себя не оправдала. Этот проект обошелся концерну в более чем 15 млрд. долл. Но с момента пуска заводов в Бразилии и Алабаме в 2010 году ThyssenKrupp пришлось списать с их стоимости 11 млрд долл. Сейчас их балансовая стоимость составляет 4,5 млрд.
Занятно, что наблюдательный совет довольно долго не знал, что проблемы выходят далеко за рамки допустимого. Первые подозрения появились только в мае 2008 года, а до этого момента совет директоров бодро рапортовал, что все идет по плану. Тем не менее исполнительные менеджеры сумели развеять сомнения, и реализация проектов шла своим чередом. Однако оба завода приносили одни убытки, и когда в 2012 году стало ясно, что впервые за 200 лет компания не выплатит дивиденды, разгорелся серьезный скандал. В ноябре состоялось чрезвычайное собрание, на котором совет директоров и наблюдательный совет отчитались перед своими нанимателями.
В отчете наблюдательного совета было сказано, что убытки были связаны с тремя группами проблем: плохое руководство реализацией проектов, излишне оптимистичная оценка макроэкономической ситуации и ее радикальное изменение. Тогда же был избран новый совет директоров, и его председатель Хенрих Хизингер внес предложение о продаже убыточного актива. Он весьма реалистично описал радикальную перемену условий и экономических предпосылок для этих проектов. В результате стало очевидно, что исходная цель проекта Steel Americas – лидерство по качеству, затратам и марже – недостижима. Поэтому заводы не будут прибыльными в краткосрочном и среднесрочном планах.
Тем временем репутация концерна подверглась серьезным испытаниям. В конце 2012 года разгорелся скандал по поводу причастности ThyssenKrupp к коррупционным сделкам в Казахстане и Узбекистане. Deutsche Welle сообщила, что в злоупотреблении должностными полномочиями и во взяточничестве подозреваются 14 сотрудников компании, а издание Handelsblatt дополнило эту информацию сообщением, что суммы непрозрачных платежей дочерней фирмы ThyssenKrupp оцениваются десятками миллионов евро. Речь идет о фиктивных счетах и необоснованных комиссионных выплатах при посреднических сделках в Казахстане, Узбекистане и Китае. Кроме того, прокуратура Эссена затеяла расследование деятельности главы ThyssenKrupp Юргена Классена: его обвинили в использовании средств компании в личных целях, в частности, речь шла о поездке в США в 2010 году, предположительно имевшей частный характер. Кроме того, Класcена обвинили в организации дорогостоящих информационных туров для журналистов. По информации агентства Reuters, стоимость некоторых из них достигала 15 тыс. евро. Наконец, Федеральное ведомство по делам картелей обвинило концерн в участии в фиксировании цен на услуги для железнодорожного транспорта. Ведомство оштрафовало ThyssenKrupp, два подразделения Voestalpine и Vossloh на 124,5 млн евро и объявило, что расследование будет продолжено. А пострадавшая фирма Deutsche Bahn подала иск о взыскании с этих компаний 550 млн евро. Все эти проблемы вызвали сомнения в соблюдении норм корпоративного управления.
Последним камнем стало сообщение, что убытки Thyssen Krupp по итогам 2011-2012 финансового года составили 5 млрд евро. Плеснула масла в огонь и Steel Americas: если в 2010-2011 она после списаний принесла родительской компании 1,8 млрд евро убытков, то теперь их сумма составила уже 3,6 млрд. Взрыв эмоций привел к немедленному увольнению половины правления. Разумеется, в этой ситуации пришлось отказаться от выплаты дивидендов.
Новый совет директоров приступил к решительным действиям. Во-первых, было объявлено о реструктуризации – сокращении сталелитейного производства в пользу более прибыльного машиностроительного бизнеса. При этом в нарушение всех традиций было решено уволить более 2 тыс. работников. Ожидается, что реорганизация даст возможность сократить издержки на 500 млн евро. Кроме того, в сентябре 2012 года ThyssenKrupp согласилась продать производителя автомобильных деталей Tailored Blanks китайской компании Wuhan Iron and Steel. И, разумеется, правление занялось интенсивным поиском покупателя для Steel Americas.
Реальный покупатель нашелся только на один завод – консорциум Nippon Steel & Sumitomo Metal и Arcelor Mittal согласился приобрести предприятие в США. Но – всего за 1,55 млрд долл. А за бразильский завод предлагают настолько низкие цены, что даже в нынешней ситуации ThyssenKrupp не может согласиться на такую продажу. Значит, это убыточное предприятие продолжит оказывать давление на баланс концерна. Все же продажа привела к значительному сокращению потерь от списаний, которые по итогам года составили 679 млн евро, то есть оказались на 83% ниже прошлогоднего уровня. Кроме того, компания сократила операционные убытки своих американских активов за год на 51%, или до 495 млн. евро.
При этом чистый убыток компании сокращен в 3,3 раза по сравнению с прошлым годом, до 1,536 млрд евро. В своем годовом отчете за 2012-2013 финансовый год ThyssenKrupp сообщила, что годовой объем продаж сократился на 15%, до 39,782 млрд евро, а показатели по EBITDA – на 21%, до 1,222 млрд. Особенно пострадали европейские продажи – за год они уменьшились на 12%, до 9,620 млрд евро.
Кроме того, сделка ThyssenKrupp с проблемным финским производителем нержавеющей стали тоже далека от идеала: концерн согласился обменять 1,25 млрд евро долга Outokumpu на производителя сплавов VDM и итальянский завод Terni, отменив существенную часть сделки 2012 года. С одной стороны, продажа пакета (29,9%) в Outokumpu убережет ThyssenKrupp от участия в увеличении капитала финской группы, что сохранит концерну около 500 млн евро. Однако в стратегическом плане это – шаг назад. А эти активы также относятся к проблемным: завод Terni терпит убытки и нуждается в реструктуризации, VDM тоже требуются инвестиции.
Наконец, проблемы в Бразилии сохраняются, поскольку ThyssenKrupp вряд ли сможет нормально загружать мощности CSA на переполненном слябами рынке. При этом новые владельцы завода в Алабаме гарантировали использование только 40% мощности CSA в течение пяти лет. По оценкам Nomura, CSA может принести концерну еще 500 млн евро убытка в ближайшие два года.
При таких обстоятельствах агентство Moody’s подтвердило "мусорный" рейтинг вероятности дефолта ThyssenKrupp AG "Ва1" с негативным прогнозом. Корпоративный рейтинг ThyssenKrupp "Ba1" также подтвержден с негативным прогнозом. Агентство отмечает, что ThyssenKrupp и дальше намерен сокращать свой долг, что подтверждается привлечением во вторник 882 млн евро, или 10% акционерного капитала, за счет размещения акций. В Moodys сообщили, что ожидается улучшение показателей компании в 2014 году и сокращение соотношения долга к показателю EBITDA до 4,5.
Однако котировки ThyssenKrupp рухнули сразу на 8,8%, что стало самым стремительным падением более чем за два года, а банк HSBC понизил рекомендации по акциям концерна с "выше рынка" до "нейтральных". В заявлении банка сказано: "Менеджмент оказался не готов представить внятную стратегию управления. По нашему мнению, неспособность распоряжаться этими активами создала дополнительный риск в сравнении с начальной ситуацией".
Похоже, что времена расцвета ThyssenKrupp остались в прошлом. Характерно, что фонд Krupp foundation отказался принимать участие в увеличении капитала, и теперь его пакет уменьшился до 23%, то есть стал меньше блокирующего, который давал право вето и обеспечивал три места в наблюдательном совете. Значит, фонду станет намного труднее выполнять те функции, для которых он был создан. Вероятно, главные традиции семьи Крупп тоже остались в прошлом.