Сколько ликвидности необходимо российским банкам



На минувшей неделе Госдума сразу в трех чтениях одобрила поправки к бюджету текущего года. Суммарно дополнительные расходы составят 1,068 триллиона рублей. Правда, триллионы эти что называется длинные. По словам Алексея Кудрина, 470 миллиардов рублей перейдут на 2008 год, в том числе 150 миллиардов, предусмотренных для инвестиционного фонда (они будут использованы в 2008-м и последующих годах), а также 320 миллиардов - расходов на лекарственное обеспечение, выполнение ряда федеральных целевых программ и на часть пенсионных выплат.

Всем сестрам по серьгам
Наиболее интересны эти поправки тем, что среди прочего, они приводят в движение 640 миллиардов рублей в виде имущественных взносов в институты развития и инвестиционный фонд, в том числе 300 миллиардов из специально распечатанного по этому случаю Стабфонда. Из указанной суммы Банк развития - ВЭБ получит 180 миллиардов (из Стабфонда), Фонд содействия реформированию ЖКХ-240 (из бюджета), "Роснанотех"-30 из Стабфонда и 100 из бюджета. Еще 90 миллиардов из Стабфонда будет перечислено в Инвестиционный фонд, из которых 15 миллиардов, скорее всего, будут направлены на пополнение капитала Российской венчурной компании уже в 2007 году. До сих пор из всех средств, выделенных на формирование Инвестиционного фонда, реально израсходовано лишь 5 миллиардов рублей на формирование капитала Российской венчурной компании. Помимо Стабфонда дополнительным источником капитализации институтов развития станет часть бюджетных доходов от продажи активов "ЮКОСа".
По заявлениям, ранее звучавшим из минфина, ведомство было готово выделить деньги на формирование капитала институтов развития сразу же после принятия поправок к бюджету. И хотя имущественные взносы в институты развития в 2007 году реально тратиться не будут, данное решение любопытно тем, что временно свободные средства, как предполагается, смогут быть размещены на депозитах в ряде крупных российских банков с учетом потребностей в ликвидности. А если таковых не возникнет, то эти средства могут быть размещены на внешних рынках. Таким образом, "инновационные" деньги пока что получают более приземленное применение как инструмент поддержания испытывающего проблемы с ликвидностью банковского сектора.
Ситуация с ликвидностью
Периодически обостряющаяся напряженность с банковской ликвидностью продолжается вот уже три месяца кряду. Вопреки ожиданиям потребности банков в централизованном рефинансировании, несмотря на вроде бы пройденный в конце октября пик, связанный с налоговыми платежами, в первые недели ноября - в отличие от предыдущих месяцев - почти не снизились. А это показывает, что ситуация с ликвидностью, несмотря на вроде бы возобновившийся приток капитала, пока далека от комфортной.
В настоящее время основным источником поддержания ликвидности остаются кредиты ЦБ, предоставляемые в рамках операций РЕПО. Объемы кредитов существенно различаются в зависимости от календарного фактора, пик их совпадает с пиком налоговых платежей, приходящихся на 28-30-е число каждого месяца. Сохранение спроса на центробанковские деньги специалисты связывают, в частности, с перечислением в бюджет средств от реализации активов "ЮКОСа" (более 577 миллиардов рублей), значительная часть которых была аккумулирована в Газпромбанке и использовалась на поддержание ликвидности кредитных организаций.
Сегодня в банковском секторе впервые наблюдается ситуация, когда в начале месяца уже после перечисления в бюджет налоговых платежей банки продолжают занимать у ЦБ большие суммы по операциям РЕПО. Если в августе-сентябре нехватку ликвидности можно было отнести на отток капитала, то с октября он перестал быть фактором ее сжатия. В октябре золотовалютные резервы выросли на 22,4 миллиарда долларов (исходя из последних данных - на 2 ноября), что с учетом вероятного сальдо всех прочих элементов платежного баланса позволяет оценить приток капитала не менее чем в 10 миллиардов долларов. Определенное напряжение могло возникать только в последнюю неделю месяца. Напомним, что за два предыдущих месяца банки резко (на 22 миллиарда долларов) нарастили зарубежные активы, что, видимо, должно было как-то компенсировать ужесточившиеся условия привлечения краткосрочных ссуд на зарубежных рынках. Однако в дальнейшем необходимости в их наращивании, судя по всему, не было. Обязательства же банков стабильно росли в среднем примерно на 5 миллиардов долларов в месяц.
Похоже, что главной причиной напряжения с ликвидностью стала избыточная стерилизация денег на бюджетных счетах из-за отставания с финансированием расходов. За 9 месяцев нынешнего года остатки на счетах органов госуправления в ЦБ выросли в долларовом эквиваленте на 91 миллиард долларов, тогда как, к примеру, за весь прошлый год - лишь на 65. А при этом чистые иностранные активы ЦБ (грубо говоря - это золотовалютные резервы, а выпуск денег в обращение примерно определяется их приростом за вычетом того, что оседает на счетах казначейства) и в том и в другом случае выросли на приблизительно одинаковую величину (122 миллиарда долларов). Как следствие - денежная база, состоящая из наличных и ликвидных средств банков, а также их обязательных резервов, начиная с мая, непрерывно сжимается.
По словам зампреда ЦБ Константина Корищенко, начиная с августа бюджет расходовался в меньших объемах, чем было запланировано, что и усугубило нехватку ликвидности. В пользу гипотезы о решающей роли затяжек с бюджетным финансированием в банковских проблемах говорит и то, что в последние годы напряжение с ликвидностью возникает в одни и те же осенние месяцы, когда, видимо, происходит максимальное изъятие средств в остатки на бюджетных счетах. И с этой точки зрения решение, направленное на ускоренное вбрасывание бюджетных средств в банковскую систему, выглядит оправданным. Но тут есть и свои подводные камни.
Бюджетный навес
Из-за задержек с бюджетным финансированием на последние месяцы года приходится мощный "навес" - дополнительные расходы, традиционно накапливающиеся к концу года в результате отставания от графика финансирования. За 9 месяцев минфину удалось истратить только 63,5 процента первоначально предусмотренной в законе суммы непроцентных расходов. Даже бюджетная роспись 9 месяцев оказалась нереализованной на 17 с лишним процентов - а это около 670 миллиардов рублей, которые теперь придется в спешном порядке распихивать по счетам бюджетополучателей (обычно эта эпопея длится до 15 января, но в нынешнем году в связи с выборами она может быть и более компактной). Чтобы исполнить обязательства государства, среднемесячные расходы в четвертом квартале должны были составлять 660 миллиардов рублей в месяц против 374 в среднем за предыдущие 9 месяцев.
Как показывают ориентировочные расчеты, этих средств при прочих равных условиях (в частности, предполагая, что тенденции притока капитала в основном сохранятся до конца года) могло бы оказаться достаточно для выправления ситуации с динамикой денежной базы и банковской ликвидности. Злоупотребление предоставленными минфину и, соответственно, госкорпорациям, полномочиями по размещению временно свободных средств на депозитах в банках, в этих условиях может привести к усилению инфляционного давления.
Необходима осторожность
С 1 ноября начала действовать норма Бюджетного кодекса, позволяющая временно размещать свободные средства федерального бюджета на депозитах в кредитных организациях. Минфин разрабатывает соответствующий проект постановления правительства. Ожидается, что переводить бюджетные средства в банки можно будет с февраля 2008 года. Для этого, по-видимому, будет задействован механизм единого казначейского счета, на котором 1 ноября без учета средств Стабфонда находилось 1,5 триллиона рублей.
Таким образом, минфин по своим эмиссионным возможностям оказывается сопоставим с ЦБ, у которого, по оценке его первого зампреда Алексея Улюкаева, объем средств, ставший доступным банкам по операциям РЕПО после расширения списка принимаемых в обеспечение бумаг, составляет 1,4 триллиона рублей. Помимо размещения временно свободных бюджетных средств на депозитах коммерческих банков, в планах монетарных властей также конвертация средств Стабфонда на открытом рынке, операции РЕПО с корпоративными еврооблигациями, а также выдача кредитов под залог прав требований к заемщикам без рейтинга.
Думается, что переход минфина к более активному вмешательству в эмиссионные процессы в принципе не вполне адекватен его функциям. Размещение им бюджетных средств в коммерческих структурах ставит вопросы определения объема размещаемых средств и критериев отбора банков-получателей.
Можно напомнить, что подобная практика - доведения бюджетных средств до получателей через коммерческие банки - уже существовала у нас до кризиса 1998 года и ни к чему хорошему не привела. В любом случае очевидно, что задача поддержания ликвидности банковского сектора не должна решаться в ущерб решению задачи сдерживания инфляции.

"Российская газета"
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_274.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru