Максим Полевой
Стагнация на мировых рынках алюминия сменилась оживлением, которое уже в этом году приведет к заметному сокращению складских запасов и даже к дефициту предложения. На таком фоне производители получат растущие цены и стабильную загрузку действующих мощностей.
Еще перед Новым годом эксперты говорили об избытке запасов первичного алюминия, накопленном в период ослабления спроса в 2008-2012 годах. По оценке экономистов банка BNP Paribas, в прошлом году избыток металла в мире составлял около 2 млн тонн. Но вместе с тем в конце года рынок заговорил об оживлении продаж – на 1,1% годовых (до уровня 50 млн тонн), а в 2014 ожидается резкое ускорение темпов роста потребления – до 6,5%. Это уже до конца года приведет к дефициту предложения на всем мировом рынке, кроме Китая.
В частности, в аэрокосмической индустрии вероятен подъем спроса на 7-8%, в автомобильной – на 1-4%, в упаковочной – на 2-3%, строительной – на 4-6%. В то же время в секторе выпуска промышленных газовых турбин потребление упадет на 8-12%, а на рынке специального транспорта – на 1-3%.
Предчувствие роста
Ключевым фактором дефицитности рынка является плановое сокращение мощностей ведущими производителями. Так, Alcoa в 2013-2014 реализует программу секвестра ежегодного производства на 460 тыс. тонн (или на 12,2% к уровню 2012 года), а у "Русала" аналогичный показатель составляет 647,5 тыс. тонн (минус 15% к 2012). Аналитик "ВТБ Капитал" (Россия) Николай Сосновский подтверждает, что в течение года это сформирует нехватку предложения и заставит покупателей корректировать источники закупок, в т.ч. за счет существующих складских запасов. А владелец "Русала" Олег Дерипаска уже заявил, что IV квартал 2013 года стал первым за последние 5 лет, когда производство оказалось меньше спроса (без учета КНР). В российском холдинге прогнозируют, что уже в этом году недостаток рыночного предложения снизит мировые запасы крылатого металла на сотни тысяч тонн.
Вторым важным стимулом дефицита является запрет правительства Индонезии на экспорт руд цветных металлов, направленный на развитие их внутренней переработки. На эту страну приходится 9-10% глобальных поставок бокситов, основным потребителем которых были китайцы – теперь им придется искать более дорогих поставщиков сырья. По оценке Главного таможенного управления Поднебесной, индонезийские бокситы до последнего времени были на 9,4% дешевле австралийских и на 37% – бразильских.
Все это уже привело к росту котировок алюминия и его основных производителей. Так, за январь он подорожал на Лондонской бирже металлов (LME) на 2,8%, до 1767 долл./тонн. При этом добавочная к цене биржи премия за поставку выросла с 240 долл./тонн в октябре 2013 до текущих 325-330 долл./тонн или даже более. Что касается дальнейшей динамики, то в компании Barclays ее видят так: в I квартале стоимость алюминия на LME останется на уровне 1750 долл./тонн, зато во II и III кварталах достигнет 1850 долл./тонн, а в IV квартале – 1950 долл./тонн. В 2015 средние котировки продолжат рост и выйдут к отметке 2150 долл./тонн. Директор "Русала" по стратегии и развитию бизнеса Олег Мухамедшин считает, что тренд сохранится и в 2016, достигнув 2400 долл./тонн: "Цены уже достигли дна, и теперь за счет уменьшения производства при расширяющемся спросе можно ожидать продолжительного роста".
К слову, специалисты сходятся во мнении, что ориентация на сырье (первичный алюминий) позволяет "Русалу" больше зарабатывать на подорожании, чем Alcoa и NorskHydro с их продукцией более высоких переделов. На прибыль "Русала" положительно влияет и нынешняя девальвация рубля, которая способна дополнительно улучшить финансовые результаты корпорации на 7-10%. Интересно, что при всем этом в РФ растет выпуск алюминиевого проката: в 2013 году он увеличился на 4,8%, тогда как первичного металла – упал на 10,5%.
Вслед за рынком
Общемировой рост дефицита алюминия способны поддержать и некоторые инициативы крупных стран-игроков. Так, в 2013 году "Русал" предложил федеральному правительству создать госфонд алюминия, в который государство бы выкупало значительную часть производственных объемов компании – минимум 1 млн тонн ежегодно, т.е. свыше 20% продукции. На это даже в современных ценах потребуется более 1,7 млрд долл. Впрочем, лоббистское влияние монополиста достаточно велико, и в декабре 2013 вице-премьер Федерации Аркадий Дворкович сообщил, что предложение принято и прорабатывается в правительстве. Обсуждается не необходимость Фонда как таковая, а размер выкупа. По словам А.Дворковича, подобный шаг повлияет на весь рынок алюминия, подвигнет другие страны последовать примеру России и тем самым окажет поддержку ценам. А в самом "Русале" говорят, что Фонд может быть создан уже в нынешнем году и что это распространенная рыночная практика. Мол, подобные структуры создавались и в Китае, и на Ближнем Востоке, и в Южной Корее, где стратегические резервы металлов не ограничиваются одним алюминием.
С учетом общего роста потребления неудивительно, что на фоне усилий рыночных лидеров по сокращению сырьевых мощностей запускаются новые региональные прокатные проекты. Например, в самом конце января в Азербайджане (г. Гянджа) открылся алюминиевый комплекс предприятия Det.Al Holding годовой мощностью 50 тыс. тонн, включающий участки металлолитья, непрерывной прокатки, прессовой обработки и окраски. Эксперты информируют, что уже идут переговоры о поставке продукции в Турцию, Египет, Россию, Украину, Польшу, Италию. В будущем планируется наладить изготовление из проката конечной продукции.
Да и сам "Русал", выводя часть мощностей, не прекращает строительство новых современных заводов первичного алюминия – Богучанского (почти на 600 тыс. тонн/год) и Тайшетского (750 тыс. тонн/год). Первые очереди обоих заводов будут достроены не раньше чем через несколько лет и тем самым получат довольно стабильные рынки сбыта ввиду расширившегося спроса. А на других активах корпорации продолжаются модернизации и реконструкции. Так, Волгоградский АЗ начал выпуск цилиндрических слитков различного диаметра из сплава серии 6000, а также рассматривает вопрос создания участка прессования анодных блоков ежегодной мощностью 65 тыс. тонн и окупаемостью всего 6 месяцев. Кроме того, на Надвоицком АЗ (Карелия) после реконструкции может быть создан многопрофильный кластер по изготовлению электротехнического оборудования.
Для Украины же подъем мирового рынка означает стабильные производственные планы и для Николаевского глиноземного завода по первичному алюминию, и для Запорожского алюминиевого комбината (ЗАлК) по прокату, полагает отраслевой экономист Владимир Пиковский. По его данным, в 2013 году оба предприятия продемонстрировали неплохие товарные и финансовые показатели. "А ведь это было еще до заметного оживления глобального спроса. В новом году тот же ЗАлК может заметно активизироваться и нарастить производство основной продукции на 10-15%, особенно если экспортные заказы будут подкреплены оживлением в отечественном машиностроении и строительстве", – говорит эксперт.
А вот на восстановление выпуска первичного сырья на комбинате рассчитывать не приходится, т.к. российские владельцы продолжают вывод из эксплуатации таких мощностей. Другой вопрос, продолжают аналитики, что в условиях восходящего рынка конечных алюминиевых изделий "Русал" может воспользоваться улучшением конъюнктуры слияний и поглощений на украинском рынке и приобрести кого-то из производителей таких изделий.