С 2015 года Россия, Белоруссия и Казахстан могут начать наказывать за демпинг, начисляя пошлину задним числом, — норма может появиться в договоре о Евразийском экономическом союзе.
В конце прошлого года Россия направила в ВТО иск против ЕС, требуя прекратить использование «энергокорректировок» при проведении антидемпинговых расследований против российских компаний. Эта методика предполагает расчет стоимости товаров исходя из европейских, а не российских цен на энергоресурсы. Проблемы возникают с продукцией металлургии и минеральными удобрениями (против них введены антидемпинговые пошлины). Урегулировать спор в досудебном порядке не удалось, сообщил вчера замминистра экономического развития Алексей Лихачев, процедура будет продолжена.
Ретроактивный механизм применения антидемпинговых пошлин содержится в проекте договора о Евразийском экономическом союзе. Его на этой неделе обсудит совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), передал через представителя министр ЕЭК Андрей Слепнев. В марте документ будет представлен президентам трех стран на заседании Высшего совета. Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана должен превратиться в Евразийский экономический с 2015 г.
Норма о ретроактивных пошлинах пока лишь предложение, уточняет Слепнев: стороны еще обсуждают, будет ли оно включено в окончательный текст договора. Удастся ли согласовать предложение, пока непонятно, признает участник обсуждения.
Сейчас антидемпинговая пошлина может быть введена после того, как доказан факт демпинга. На время расследования также может быть установлена временная защитная пошлина — например, в феврале 2013 г., до завершения расследования, ЕЭК ввела предварительную пошлину в размере 27,5% на зерноуборочные комбайны, в октябре по итогам расследования она была заменена на импортные квоты. А ретроактивная процедура позволит доначислить пошлину за уже поставленный товар, если факт демпинга будет доказан, объясняет чиновник, участвующий в обсуждении.
В США такой механизм есть, жаловался летом президенту Владимиру Путину гендиректор «Северстали» Алексей Мордашов. Сам факт начала расследования может полностью заблокировать поставки в страну, объяснял Мордашов: ни трейдеры, ни покупатели не решаются заключить контракт в такой ситуации из-за угрозы ретроактивных пошлин.
Доказательство необходимости ретроактивных мер — резкий рост импорта в течение расследования, считает представитель «Северстали». Например, во время антидемпингового расследования импорта из Китая проката с полимерным покрытием (с февраля 2011 г. по май 2012 г.) было ввезено китайской продукции больше, чем за 2,5 года до его начала, указывает он. А когда в конце мая ЕЭК опубликовала решение о введении пошлины с июля 2012 г., импорт из Китая достиг в июне рекордного уровня. Завезенный еще до введения пошлин товар распродавался до конца 2012 г. и действие защитной меры фактически было сведено на нет, продолжает представитель «Северстали». Ретроактивные меры удержат недобросовестных поставщиков от «увеличения поставок впрок», надеется он.
С каждым годом тарифная защита рынка будет слабеть, к тому же на рынке падает спрос, напоминает представитель «Камаза», актуальность новых легальных с точки зрения ВТО мер защиты рынка возрастает.
Возможность ретроактивного применения антидемпинговых и компенсационных мер действительно предусмотрена правилами ВТО, замечает представитель Минэкономразвития. А члены ВТО активно пользуются этой возможностью, добавляет Слепнев.
В основном антидемпинговые пошлины все-таки применяются, чтобы исключить демпинг на будущее, а не наказать за прошлое, замечает партнер King & Spalding Илья Рачков. Непонятно, как можно взыскать пошлину, начисленную задним числом, продолжает он: компания сможет просто прекратить поставки, а если у нее нет имущества в России, на которое можно обратить взыскание, то привлечь таких поставщиков к ответственности будет трудно.