Елена Иванкина, Тимофей Дзядко
Компания «Мечел» Игоря Зюзина попала в тиски самого жесткого кредитора — Альфа-банка. Если стороны не договорятся, компании грозит кросс-дефолт. В пятницу ВЭБ открыл «Мечелу» кредитные линии на 2,5 млрд долл., но рассчитаться этими деньгами с Альфа-банком компания не сможет. Будет ли государство спасать «Мечел» на этот раз — неизвестно: на активы компании уже есть претенденты.
«Дочка» «Мечела» — «Эльгауголь» — подписала соглашение с ВЭБом на открытие двух кредитных линий на общую сумму 2,5 млрд долл. Это проектное финансирование сроком на 13,5 года, которое выделено на развитие первой очереди Эльгинского угольного комплекса. Из общей суммы 2,09 млрд долл. компания получит на строительство комплекса, еще 418 млн долл. — на уплату процентов ВЭБу и погашение бридж-кредита, который был предоставлен этим банком «Мечелу» в октябре.
В залог по кредитным линиям будет предоставлено 49% «Эльгаугля», а также движимое и недвижимое имущество проектной компании. Внешэкономбанк приобретет 0,01% уставного капитала предприятия с последующей обратной продажей. Предоставление «Мечелу» проектного финансирования было одобрено наблюдательным советом ВЭБа еще в сентябре 2013 года. Уточнить сроки выдачи денег представитель госкорпорации вчера отказался. Они начнут поступать в ближайшие недели, сказал представитель «Мечела». Представители компании и ВЭБа заявили РБК, что использовать этот кредит можно будет только для развития Эльгинского проекта.
Но «Мечелу» деньги сейчас нужны для других целей. Альфа-банк требует от компании досрочного погашения кредита на 150 млн долл., рассказал РБК высокопоставленный правительственный чиновник. По условиям договора, компания должна была расплатиться по этому кредиту в июне-июле 2014 года, но ковенанты по нему были нарушены еще прошлой осенью, говорит собеседник РБК. Долг был предъявлен к погашению в прошлый четверг, расплатиться «Мечел» должен был уже на следующий день, подтвердил один из знакомых основного владельца компании Игоря Зюзина. В четверг ситуация рассматривалась на совещании у министра финансов Антона Силуанова, и Альфа-банк согласился отсрочить выплаты на неделю, добавляет он. Если через неделю «Мечел» не платит, взыскание может быть обращено на залог (65% акций Белорецкого меткомбината и 25% минус одна акция порта Посьет. — РБК), и «почти автоматически это будет означать кросс-дефолты по остальным долгам», утверждает собеседник РБК. По данным отчета «Мечела» за 2013 год, чистый долг компании составляет 9 млрд долл.
Помощник министра финансов Светлана Никитина сказала, что на совещании по «Мечелу» обсуждались рабочие вопросы деятельности компании, но готов ли Минфин разработать программу поддержки, она не комментирует. Представитель «Мечела» утверждает, что компания готова погасить кредит Альфа-банка досрочно — «из текущего денежного потока». Кроме того, по его словам, компания ведет переговоры «с различными финансовыми институтами», включая ВЭБ, о рефинансировании текущих обязательств.
Представитель Альфа-банка сообщил лишь, что переговоры о кредите с «Мечелом» ведутся. А источник, близкий к «Альфа-Групп», утверждает, что решение о срочном возврате кредита пока не принято и что банку не нужны активы «Мечела», его интересуют только деньги.
Аналитик Raiffeisenbank Ирина Тригуб считает, что у «Мечела» могут возникнуть трудности с тем, чтобы вернуть долг. У «Альфы» же репутация одного из самых жестких переговорщиков. К примеру, в конце 2009 года Альфа-банк едва не «задушил» стоявшую на пороге банкротства UC Rusal Олега Дерипаски и его партнеров. Тогда банк подал иски о банкротстве двух компаний UC Rusal, чьи акции были обеспечением по кредитам на общую сумму чуть больше 70 млн долл. UC Rusal погасила долг, но тогда банк потребовал выплатить штрафы и пени (около 8 млн долл.) за просрочку. После долгих разбирательств стороны подписали мировое соглашение, по которому компания Олега Дерипаски выплатила банку неустойку в 3 млн долл.
Если «Альфа» проявит бескомпромиссность и сейчас, «Мечелу» будет нелегко урегулировать долг, полагает Тригуб. Найти новых инвесторов компании будет сложно, хотя отдельные активы компании могут заинтересовать многих бизнесменов, считает знакомый Зюзина. А правительственный чиновник даже перечисляет круг потенциальных интересантов — СУЭК Андрея Мельниченко, Енисейская промышленная компания Руслана Байсарова и Millhouse Романа Абрамовича. Представители всех трех отказались от комментариев.