Анатолий Ъ-Джумайло
Но компании это не сильно поможет
Закредитованному "Мечелу" поможет распродажа активов, об этом заявил помощник президента Андрей Белоусов. Аналитики отмечают, что даже при реализации планов "Мечела" по продаже активов на $1 млрд в 2014 году у компании все равно останется $8 млрд чистого долга. Но правительство по-прежнему обсуждает реструктуризацию долга "Мечела".
Помощник президента Андрей Белоусов вчера заявил, что считает "продажу некоторых активов" "Мечела" Игоря Зюзина оптимальным вариантом для урегулирования долговых проблем компании (чистый долг на февраль — $9 млрд). "Это вариант, который я поддерживаю, и он действенный, но он не единственный. Есть и другие варианты. Но этот вариант самый надежный, и компания готова на это пойти",— сказал господин Белоусов, добавив, что разговаривал на эту тему с Игорем Зюзиным и на активы "покупатель уже есть" (цитата по "Интерфаксу"). Подробностей он раскрывать не стал, в "Мечеле" отказались от комментариев. Источникам "Ъ" в отрасли и банках детали возможных сделок пока не известны. Но о продаже акций "Мечела" сейчас речи не идет, уверяет источник "Ъ", близкий к компании, да это и не решит проблемы: вчера его капитализация на Московской бирже была всего 19,44 млрд руб. (около $540 млн).
Сейчас "Мечел" ищет покупателей на американскую угольную Bluestone, Донецкий электрометаллургический завод (ДЭМЗ) на Украине, на миноритарную долю в ООО "Эльгауголь" (оператор Эльгинского угольного месторождения, запасы 2 млрд тонн угля) и на сбытовую сеть Mechel Service (за исключением активов в России). Самый ценный актив — доля в "Эльгаугле", в развитие которой "Мечел" уже вложил свыше $2 млрд, а 14 марта получил от ВЭБа под залог 49% долей ООО кредит на $2,5 млрд на 13,5 лет для развития проекта. Вице-президент по финансам "Мечела" Станислав Площенко в феврале говорил, что в 2014 году компания планирует продать эти активы в целом на $1 млрд.
К ДЭМЗу, по словам источников "Ъ", присматривались украинские "КВВ Групп" Валерия Кришталя и Евгения Казьмина, "Укрмет" Андрея Киселева и "Донецксталь" Виктора Нусенкиса. Но в связи с событиями на Украине сделка "подвисла", говорит источник "Ъ", знакомый с ситуацией. Претенденты на Bluestone неизвестны. Долей в "Эльгаугле" интересовались азиатские инвесторы, в числе которых южнокорейские Posco, STX, а также китайская Baosteel. Но, по информации "Ъ", в активную стадию переговоры по Эльге вернутся во втором квартале.
Олег Петропавловский из БКС полагает, что неработающий с января ДЭМЗ и Bluestone могут быть проданы "исключительно за символическую сумму", фактически за долги. В 2011 году при подготовке к IPO своего основного горнодобывающего ОАО "Мечел Майнинг" (тогда включало и лицензию на Эльгинское месторождение), "Мечел" оценивал ОАО с запасами 3,3 млрд тонн угля в $4 млрд. Эта оценка, указывает аналитик, проводилась исходя из цены коксующегося угля в $180 за тонну (FOB Австралия), сейчас цена — $106 за тонну, поэтому весь угольный бизнес "Мечела" можно оценить в сумму свыше $2 млрд. Получается, что большую часть из заявленного $1 млрд "Мечел" хочет получить от доли в "Эльгаугле", но пока цены на уголь не вернутся на уровень $140-150 за тонну, продать пакет выгодно не получится, уверен господин Петропавловский. Он сомневается в том, что даже продажа активов на $1 млрд решит проблемы компании, остается еще $8 млрд чистого долга.
Как сообщал "Ъ" 17 марта, "Мечел", его кредиторы и правительство обсуждают возможность реструктуризации основной части долга под госгарантии, иначе, как говорили источники "Ъ", в этом году компанию может ждать техдефолт. Глава Минпромторга Денис Мантуров 18 марта подтвердил, что такой вариант рассматривается и "банкротить компанию нет смысла, гораздо проще обеспечить господдержку". С этой идеей солидарен и Андрей Белоусов, заявивший вчера, что "банкротство — это крайняя мера, потому что она ставит под риск достаточно большие трудовые коллективы". "Зюзин реализует важные для государства проекты: разработка Эльги, строительство рельсобалочного стана на ЧМК, чтобы заместить импорт в закупках ОАО РЖД",— говорит источник "Ъ" в Минпромторге. По его словам, бизнесмену надо быстрее договариваться с банками и определяться с тем, как именно должны быть оформлены госгарантии, ведь рассмотрение документов в правительстве будет "не быстрым".