Анатолий Ъ-Джумайло
Компания не успевает отсрочить очередной платеж
Как стало известно "Ъ", "Русал" не успевает договориться о рефинансировании долгов с частью кредиторов до конца марта, поэтому компании нужно искать $200 млн для выплат в апреле. Она надеется завершить переговоры в течение двух-трех месяцев и заморозить платеж на этот срок. В случае неудачи "Русалу" придется занимать деньги у госбанков или акционеров.
Совет директоров "Русала" завтра обсудит варианты урегулирования ситуации с выплатами по синдицированным кредитам, рассказали "Ъ" источники, близкие к акционерам компании. По их словам, в апреле "Русалу" нужно выплатить $200 млн, но средств на это нет. У "Русала" два синдицированных кредита: предэкспортное финансирование (PXF) на $4,75 млрд (на сентябрь 2013 года оставалось выплатить $3,44 млрд) и кредит на $400 млн. PXF из двух траншей по текущим условиям погашается двумя этапами в 2016 и 2018 годах, кредит на $400 млн — в 2018 году. Из презентации "Русала" за первое полугодие 2013 года следует, что в 2014 году компании надо выплатить по PXF около $600 млн. Финансовый директор "Русала" Александра Бурико 18 марта уточняла "Интерфаксу", что в начале года компания планово уже погасила около $200 млн по PXF.
В "Русале" не стали комментировать информацию о возможных сложностях с выплатами по синдицированным кредитам, отметив, что компания "завершает переговоры о рефинансировании с синдикатом западных банков, получено согласие более 70% кредиторов". Но 21 марта "Русал" раскрывал, что компания запросила согласие кредиторов по первоначальным соглашениям о PXF "на отказ от некоторых их прав в период до вступления в силу дополнительного соглашения" о рефинансировании. Госпожа Бурико говорила, что компания надеется договориться о рефинансировании с переносом выплат по телу долга "на 2016 год и далее".
В структуре PXF, по словам топ-менеджера, $1 млрд приходится на российские банки, остальное — на иностранные. По словам источников "Ъ", одобрение на рефинансирование PXF дали все российские банкиры и большая часть иностранцев, но ряд кредиторов упорствует. Это, например, китайский China Development Bank и один из инвестфондов (в целом в синдикате около 40 кредиторов). По словам источников "Ъ", "Русал" планировал в марте завершить переговоры по всему долговому портфелю (чистый долг компании на сентябрь 2013 года составлял $10,14 млрд, но 4 марта она погасила облигации на 10,9 млрд руб.), уже одобрена реструктуризация кредитов Сбербанка на $5,5 млрд и Газпромбанка на $242,7 млн и ?74,7 млн. Но из-за жесткой позиции ряда кредиторов, в первую очередь китайского банка, который "просто не хочет менять условия", переговоры могут затянуться еще на два-три месяца, говорят источники "Ъ", но "Русал" надеется заморозить текущий платеж на период переговоров. Собеседники "Ъ" утверждают, что проблемы компании не связаны с конфликтом России с Украиной, из-за которого западные банки на некоторое время притормозили работу с российскими заемщиками (см. "Ъ" от 20 марта). "Позиция кредиторов "Русала" в ходе последних политических событий не менялась",— говорят они.
Представители En+ Олега Дерипаски (48,13% "Русала"), "Реновы" Виктора Вексельберга (15,8%), ОНЭКСИМа Михаила Прохорова (17,02%) и Glencore (8,75%) отказались от комментариев. Но один из источников "Ъ" уверен, что, если отодвинуть срок выплат не получится, компания найдет деньги. По данным Financial Times, "Русал" мог получить предоплату в "сотни миллионов долларов" по долгосрочному контракту на поставку глинозема. В "Русале" и Glencore это не комментируют. По оценкам Сергея Донского из Societe Generale, в четвертом квартале 2013 года свободный денежный поток "Русала" мог быть нулевым, если не брать дивиденды от пакета в ГМК "Норильский никель", а в первом квартале 2014 года мог составить около $100 млн. После погашений по PXF и облигациям у компании могут оставаться деньги на счетах, но они нужны для операционной деятельности, говорит аналитик (уже на погашение облигаций "Русал" занимал 2,4 млрд руб. у Сбербанка). По его мнению, на апрельский платеж "Русалу" придется вынимать деньги из операционного потока и занимать остальное у госбанков или акционеров.