Елена Иванкина
НЛМК первой среди российских компаний прописала в отчетности риск санкций против России. От дивизиона в США компания получает 14% своей выручки — 1,6 млрд долл. У трех других крупнейших российских металлургических компаний тоже есть активы в Соединенных Штатах.
Политическая напряженность на Украине и потенциальные санкции против российских властей могут оказать существенное влияние на деятельность НЛМК, говорится сообщении компании, посвященном финансовым результатам 2013 года. У компании Владимира Лисина есть отдельное подразделение — НЛМК США, в которое входят три дочерние компании, производящие плоский прокат: NLMK Indiana, NLMK Pensylvania и Sharon Coating. Их общая доля на американском рынке достигает почти 2%.
Вчера НЛМК объявил, что продажи в Северной Америке в четвертом квартале прошлого года увеличились на 30%, до 669 тыс. т плоского проката, по сравнению с третьим кварталом. Это позволило увеличить выручку в этом регионе на 5%, до 485 млн долл. По итогам года цифры по продажам остались на уровне 2012 года — 2,1 млн т, в Северной Америке НЛМК получает 14% выручки — 1,6 млрд долл.
Цены на сталь, по оценке НЛМК, в США и Европе были на уровне 625 долл. за 1 т, тогда как в России сократились на 15% и оказались на уровне 500 долл. за 1 т. Продажи в России сократились на 9% за четвертый квартал 2013 года, а доля в выручке уменьшилась только на 1%.
Другие российские металлурги — «Северсталь», Evraz и «Мечел» — тоже владеют производством в США. В последних двух отказались прокомментировать, считают ли риск санкций для себя существенным. Представитель «Северстали» сообщил РБК, что в компании следят за ситуацией, но на данный момент ничего не изменилось.
Активы компании «Мечел Северная Америка» расположены в Западной Вирджинии, это три горнодобывающих комплекса: Keystone, Justice Energy и Dynamic Energy. Подразделение в США в 2012 году добыло 3,6 млн т угля.
Evraz North America включает в себя семь производственных предприятий, производит более 5 млн т плоского, длинномерного и трубного проката для основных отраслей, в том числе инфраструктуры, обороны, энергетики и железных дорог. В собственности этого подразделения находятся также 18 перерабатывающих предприятий в Канаде и США.
В «Северсталь Северная Америка» входят два металлургических предприятия в штатах Мичиган и Миссисипи. Производственные мощности равны примерно 3,7 млн т стальной продукции.
Негативных сценариев в случае санкций для бизнеса, имеющего активы за рубежом, три — национализация, принуждение к продаже и разрыв производственных цепочек, при котором компания не может обеспечивать свое предприятие сырьем или вывозить с него продукцию, говорит партнер ЮСТ Александр Боломатов. Он отмечает, что бороться с этим можно в международных арбитражах, когда стороны назначают независимых арбитров. Правда, по его словам, это возможно только в том случае, если между странами подписано соглашение о защите инвестиций. У Россией с США такого соглашения нет.
Для россиян Соединенные Штаты являются важным рынком, и не только в плане объемов и цен, диверсифицированный бизнес — это всегда плюс к капитализации, отмечает аналитик Raiffeisenbank Ирина Тригуб. При самом негативном сценарии развития событий, если США вдруг решат заморозить активы российских компаний, НЛМК, к примеру, может потерять до 20% капитализации. При этом Тригуб считает, что подобное может произойти только в том случае, если случится раскол Украины, а Россия будет вынуждена вмешаться в этот процесс. В текущих обстоятельствах вероятность заморозки активов Лисина низка.
Вариант, при котором власти США могут надавить на собственника, чтобы он продал свои предприятия, является крайностью, говорит аналитик «ВТБ Капитала» Виктор Дроздов. И такое развитие событий маловероятно, потому что в Америке нет такой практики, к тому же это будет крайне негативно воспринято местным бизнесом, уверен он. На этих предприятиях работают американские граждане, они платят налоги в американский бюджет.