Анатолий Ъ-Джумайло, Егор Ъ-Попов, Алена Ъ-Миклашевская
Как стало известно "Ъ", для рефинансирования западных кредитов на $3,68 млрд "Русалу" Олега Дерипаски осталось договориться с тремя банками, которым компания должна $350 млн,— Natixis, BNP Paribas и Royal Bank of Scotland (RBS). Но переговоры идут тяжело. RBS настаивает на погашении кредита, в том числе из-за санкций в отношении России. А BNP Paribas готов рефинансировать долг "Русала", только если будут решены долговые вопросы с другими структурами господина Дерипаски. Речь может идти о $100 млн по гарантии по кредиту, выданному в 2007 году структуре "Русских машин" для покупки акций Magna.
О том, что "Русалу" необходимо договориться с французскими банками Natixis, BNP Paribas и британским RBS, чтобы провести рефинансирование двух синдицированных предэкспортных кредитов на $4,75 млрд и $400 млн (PXF; по обоим осталось погасить $3,68 млрд), "Ъ" рассказали источники, знакомые с ходом переговоров. В отчетности "Русала" данных о кредитах этих банков нет, но, по информации "Ъ", совокупно алюминиевая компания должна им около $350 млн. По словам источников, RBS настаивает на погашении кредита, а у BNP Paribas "есть нерешенные вопросы с другими активами, подконтрольными основному акционеру "Русала" Олегу Дерипаске", которые теперь обсуждаются в привязке к долгам алюминиевой компании.
Чистый долг "Русала" на конец 2013 года составлял $10,1 млрд, компания уже договорилась о рефинансировании со Сбербанком по кредитам на $4,9 млрд и Газпромбанком по кредитам на $660 млн. По PXF "Русал" в апреле договорился с кредиторами о введении режима forbearance, предполагающего их отказ от требований, отсрочку выплат и нетестирование ковенантов до 7 июля. Источники "Ъ" рассказывали, что еще в марте против рефинансирования выступал китайский China Development Bank (CDB). Однако сейчас CDB согласился на рефинансирование, а сложности в переговорах "носили бюрократический характер".
В "Русале" вчера заявили, что "компания находится в конструктивном диалоге со своими кредиторами и рассчитывает завершить процесс рефинансирования в ближайшее время", воздержавшись от дополнительных комментариев. Представители En+ Олега Дерипаски (владеет 48,13% "Русала"), ОНЭКСИМа Михаила Прохорова (17,02%), Sual Partners Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника (15,8%) от комментариев отказались.
В BNP Paribas и RBS реструктуризацию долгов "Русала" обсуждать не стали, в Natixis на запрос "Ъ" не ответили. Источник, знакомый с ситуацией в BNP Paribas, подтверждает, что "идут напряженные переговоры", но деталей не раскрывает. А другой собеседник "Ъ" объясняет, что на политику RBS влияет политическая ситуация на Украине и санкции в отношении России.
Причиной сложностей с BNP Paribas может быть давний спор банка с "Русскими машинами", входящими в "Базовый элемент" Олега Дерипаски (объединяет все активы бизнесмена). Банк c 2010 года пытается добиться в Лондонском международном третейском суде около $100 млн от Veleron Holding B.V., которая на тот момент была аффилирована с "Русскими машинами". В сентябре 2007 года банк выдал Veleron около $1,54 млрд на покупку 20% акций Magna International. Этот пакет был обеспечением по кредиту и из-за падения стоимости акций в итоге был продан. Но, продав акции, банк не вернул всю сумму кредита и, после того как "Русские машины" отказались выплачивать разницу, начал судиться. В "Русских машинах" вчера сообщили "Ъ", что "сейчас между холдингом и BNP Paribas нет никаких взаимодействий". Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, отметил, что у "Русских машин" нет долгов перед BNP Paribas. Он добавил, что на сегодня Veleron "не аффилирован с холдингом". Другой источник "Ъ" уточнил, что "после иска BNP Paribas к "Русским машинам" были предприняты шаги, чтобы сделать Veleron юридически отдельной от корпорации структурой и таким образом снять риски с "Русских машин"". Ситуация по спору в лондонском суде собеседникам "Ъ" неизвестна. В "Базовом элементе" от комментариев отказались.
Олег Петропавловский из БКС считает, что "Русал" в конечном итоге сумеет договориться о рефинансировании кредитов. Если кто-то из участников синдиката будет непримирим в вопросах погашения своей части кредита, добавляет аналитик, алюминиевой компании могут помочь акционеры либо остальные кредиторы, которые не захотят доводить ситуацию до критической, поскольку "никому невыгодно банкротство "Русала"".