Максим Лобада
В глобальной экономике при слабом внутреннем рынке сохранить максимальный уровень продаж можно при помощи экспорта. Как показывает международная практика, порой это происходит с применением методов недобросовестной конкуренции, которые сложно отследить. С этой целью к концу 2014 года в рамках Таможенного союза предполагается запустить единый портал, суммирующий всю информацию по всем позициям экспортно-импортных операций в ТС.
Трубы из нержавеющей стали — очень специфическая продукция, и их рынок является относительно небольшим по сравнению с прочей трубной продукцией (профильными трубами, OCTG, ТБД и др.) Помимо того что этот рынок достаточно небольшой по объемам, в силу своей специфики, технологии производства и стоимости трубной заготовки он является достаточно дорогим. Весь внутренний рынок нержавеющих труб РФ в 2013 году оценивался в 48 тыс. тонн, из которых 29 тыс. тонн (60%) приходилось на импортную продукцию. Основные потоки традиционно шли из стран ЕС (23%), с Украины (11%) и из Китая (10%).
В 2009 году Россией была впервые введена специальная защитная мера в отношении труб из нержавеющей стали. Она составляла 28,1% и действовала против всех стран—производителей этой продукции, за исключением развивающихся. Работала эта мера в том виде примерно год, после чего была пересмотрена до 9,9% или фиксированной ставки, но не ниже $1,5 тыс. за тонну продукции. Позже была заменена на квоту в тоннах.
В 2010 году началось расследование против китайских поставщиков по холоднодеформированным бесшовным трубам из нержавеющей стали, о завершении которого было объявлено в апреле 2013 года. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК, наднациональный регулирующий орган Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства) установила на китайские трубы антидемпинговую пошлину в размере 19,15%.
Как только началось расследование в отношении китайских нержавеющих труб, их поставки стали ежегодно снижаться. Импорт из КНР в 2010 году был на уровне 13,9 тыс. тонн, а к началу 2014 года сократился до 4,8 тыс. тонн. При этом общий уровень импорта нержавеющих труб в РФ в 2010-2014 годах оставался стабильным.
Потому что начался импорт нержавеющих труб из Малайзии, поставки которых еще в 2010 году были нулевые. В 2011 году из Малайзии было ввезено 2,3 тыс. тонн таких труб, в 2012 году — 4,2 тыс. тонн, а по уточненным данным за 2013 год, импорт из Малайзии в РФ перевалил отметку в 5,5 тыс. тонн с учетом реэкспорта через Казахстан.
На фоне этих событий также стало известно, что резко выросли китайские поставки нержавеющих труб на территорию Малайзии в 2011-2013 годах. Логично было предположить, что труба, которая зашла в Малайзию из Китая, далее напрямую пошла в Таможенный союз — в Казахстан и Россию.
Но на Малайзию раньше защитные меры не распространялись, поскольку в формулировках законодательства ТС она была развивающейся страной. И вот тут надо отдать должное ЕЭК, которая в 2013 году приняла решение подвести под официальную защитную меру малазийские поставки, и данный канал обхода защитных мер был закрыт.
Этот пример ввоза в РФ нержавеющих китайских труб через третьи страны — один из самых успешных фактов сотрудничества отечественных трубных предприятий, ЕЭК и Фонда развития трубной промышленности (ФРТП).
К сожалению, обход защитных мер путем поставки продукции через третьи страны по другим видам труб пока в явном виде не прослеживается. Например, с территории Вьетнама, который до 2012 года вообще не ввозил нержавеющие трубы в РФ, в 2012 году в ТС было импортировано 263 тонны, а в 2013 году — 887 тонн этой продукции. В то же время эта страна является членом АСЕАН, что подразумевает отсутствие пошлин и свободный поток товаров, в том числе с Китаем. Что может означать, что китайские поставщики нержавеющих труб после закрытия малайзийского канала поставок решили испробовать вьетнамский.
Проблема осложняется еще и тем, что внутри ТС больше нет границ: они общие. Грубо говоря, половина нержавеющих труб заходит в Казахстан и дальше идет в РФ, а как отследить этот объем, пока не понятно. Вопрос поставлен перед ЕЭК, но ведомство признает, что данная проблема является очень непростой и решить ее быстро не получится. Даже так называемое "таможенное сопровождение", использованное Белоруссией, не спасет ситуацию из-за большой протяженности границ России с Казахстаном (более 7 тыс. км.) Невозможно предоставить сопровождение для каждой фуры, да это и не является компетенцией ФТС.
В Таможенном союзе существует механизм, по которому происходит контроль и учет товарных потоков, но данная информация закрыта и нигде не публикуется. Соответственно, участники рынка ее не видят. Сколько пришло, можно оценить только косвенно. Это представляет системную проблему не только для российских трубников, но и существенно затрудняет сбор статданных для подготовки и обоснования мер при защитных расследованиях.
По мнению ФРТП, выходом должно стать создание единого статистического портала, который бы аккумулировал всю разрозненную статистическую информацию и предоставлял доступ к ней для бизнеса. На сегодняшний день существует база данных ЕЭК, где можно увидеть экспортно-импортные поставки, взаимные отгрузки Таможенного союза и поставки ТС третьим странам. Данная статистика имеет существенное ограничение, делающее ее практически бесполезной. Она показывает только первые четыре знака товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД), что не дает детального представления о структуре экспортно-импортных операций. Условно говоря, из нее можно увидеть, что была ввезена "труба" или "труба стальная", а какая именно — узнать невозможно. Для полноты картины необходимо расширить статистику с разбивкой по полным кодам ТНВЭД — до десяти цифр, что даст детализацию.
Единый статистический портал должен будет снять эти ограничения. Тема создания подобного ресурса обсуждалась и ранее, но активно развиваться начала с начала 2013 года при форсированной поддержке ФРТП. На сегодняшний день проблема нашла поддержку правительства РФ и Министерства экономического развития. Позиция России по данному вопросу сформирована в полной мере, и с ней уже было обращение в ЕЭК. Экономическая комиссия выделила на создание единого статистического портала по десяти знакам ТНВЭД $1,4 млрд. Проблема обсуждалась на общественном совете ФТС и нашла понимание в Министерстве промышленности и торговли.
Единый портал предполагается запустить в тестовом режиме к концу текущего года. Плюсом станет существенное упрощение сбора статистической информации при подготовке защитных расследований практически по любым позициям экспортно-импортных операций.