Виктор Тарнавский
Спрос на длинномерный прокат на Ближнем Востоке падает перед началом Рамадана
Менее чем за две недели до начала Рамадана (28 июня) ближневосточный рынок длинномерного проката уже выглядит впавшим в спячку. Большинство потребителей обеспечили себя стальной продукцией, по меньшей мере, до начала августа и пока воздерживаются от заключения новых контрактов. По их мнению, отсрочка будет для них выгодна, так как региональный рынок находится на спаде.
Действительно, экспортные котировки на турецкую арматуру снова, как и в конце первого квартала, оказались вблизи четырехлетнего минимума. В конце первой половины июня сделки заключались в интервале $560-565 за т FOB, а встречные предложения со стороны покупателей в ОАЭ, Египте и европейских странах поступали уже на уровне $550-560 за т FOB. На внутреннем рынке стоимость арматуры упала до $565-580 за т EXW в долларовом эквиваленте.
При этом, металлурги отмечали снижение спроса как внутри страны, так и за ее пределами еще с начала июня. В Саудовской Аравии и государствах Персидского залива строительная отрасль демонстрирует неплохие результаты, но рост потребление конструкционной стали обеспечивается, в основном, за счет продукции собственного производства. Американские компании, закупив большие объемы турецкого длинномерного проката в апреле-мае, в последнее время снизили активность. Кроме того, на рынке США возросла конкуренция со стороны европейских поставщиков, которые практически уравняли стоимость своей арматуры с предложениями турецких компаний.
По-прежнему на Ближнем Востоке присутствует экстрадешевый китайский прокат. Ливанские трейдеры в начале июня сообщали о приобретении китайской арматуры менее чем по $500 за т CFR и рассчитывают в следующем раунде переговоров на сброс цен до не более $480 за т CFR. Для сравнения, украинская продукция в июне продавалась в Ливан в небольших количествах по $540-550 за т CFR, а турецкая котировалась не ниже $580 за т CFR.
Но с самыми большими проблемами турецкие поставщики могут столкнуться в Ираке, где недавно начались полномасштабные военные действия. Радикальные исламисты из движения «Исламское государство Ирака и Леванта», контролирующие ряд районов на востоке Сирии, открыли мощный второй фронт против Ирака, чье правительство в целом является союзником Сирии и Ирана, взяли несколько городов и угрожают Багдаду. Пока военные действия сравнительно мало затрагивают основные районы нефтедобычи в Ираке, но именно центральная часть страны, где сейчас идут бои, была основным рынком сбыта для турецкой арматуры. Между прочим, по итогам первых четырех месяцев текущего года Ирак оставался крупнейшим покупателем данной продукции – более 370 тыс. т.
Потеря этого рынка может оказаться очень болезненной для турецких производителей, которые и так проявляют чудеса эквилибристики, удерживая поставки на уровне прошлогодних. По данным национальных статистических органов, объем турецкого экспорта в январе-апреле составил 2,68 млн. т, всего на 1,9% меньше, чем годом ранее. Но при этом сокращение продаж в Ирак и Саудовскую Аравию турецкие металлурги компенсировали за счет увеличения поставок в Йемен, США, Европу и некоторые африканские страны. Кроме того, немалое подспорье им оказал энергетический кризис в Египте, из-за которого производство стали в стране упало и, соответственно, возрос импорт.
В то же время, поставщики из СНГ не смогли защитить свои позиции на ближневосточном рынке. В июне сообщалось лишь о немногочисленных сделках с ливанскими компаниями, приобретавшими арматуру по $520-525 за т FOB. Спрос со стороны Ирака сейчас равен нулю, а в Африке украинская продукция теряет рынок под напором китайцев. Даже европейские потребители, в мае и начале июня охотно закупавшие катанку производства СНГ, в последнее время не проявляют особой активности.
Правда, в США в июне была отменена введенная еще в начале прошлого десятилетия антидемпинговая пошлина на украинскую катанку, составлявшая 116,37%. Однако о сделках на этом направлении пока не сообщается. Известно, что американцы заинтересованы в приобретении данной продукции не более чем по $600-610 за т CFR, что с учетом доставки, как минимум, не выше, чем в Юго-Восточной Европе или Польше.