Анатолий Джумайло
Показатели компании быстро падают
"Мечел" Игоря Зюзина, план спасения которого разрабатывают кредиторы вместе с чиновниками, в первом полугодии резко ухудшил производственные показатели. Снижение производства стали на 17% в компании объясняют деконсолидацией "Эстара", но падение на 16% по углю — уже проблема самой компании. Ситуация на угольном рынке сейчас непростая для всех игроков, но у "Мечела" она хуже, чем в среднем по отрасли. Это подтверждает мнение аналитиков и ряда чиновников о нежизнеспособности компании, в то время как схема реструктуризации ее долгов остается предметом споров.
"Мечел" Игоря Зюзина, план спасения которого сейчас разрабатывают банки-кредиторы вместе с чиновниками и Внешэкономбанком, в первом полугодии снизил добычу угля на 16%, до 11,2 млн тонн. Резкое падение компания продемонстрировала уже в первом квартале (на 13%) и так и не смогла компенсировать его. Не лучше выглядят и полугодовые итоги производства стали — снижение составило 17%, до 2,13 млн тонн. Продажи компании в первом полугодии, за исключением углей PCI, также снизились: например, концентрата коксующегося угля — на 7% (до 5,35 млн тонн), энергетического угля — на 15% (до 2,53 млн тонн), сортового проката — на 12% (до 1,6 млн тонн).
Если ухудшение показателей стального сегмента в "Мечеле" объяснили в первую очередь "отказом от реализации продукции третьих лиц в связи с окончанием партнерских отношений с группой "Эстар" в ноябре 2013 года", то причины снижения добычи угля раскрывать не стали. Комментируя результаты первого квартала, гендиректор "Мечела" Олег Коржов отмечал, что на уменьшении объемов добычи сказалась приостановка работы угольной Bluestone в США в декабре 2013 года. На горнорудный сегмент, в основном на продажи угля, у "Мечела" традиционно приходится свыше половины EBITDA (66% в 2013 году).
Российские угольщики и конкуренты "Мечела" среди горно-металлургических компаний продемонстрировали лучшую динамику по итогам первых шести месяцев, хотя часть из них также снизила добычу угля. Так, "Кузбассразрезуголь" добыл за полугодие на 2% меньше (21,4 млн тонн), чем годом ранее, СУЭК — на 5% меньше (46,3 млн тонн), а Evraz, напротив, нарастила добычу на 7%, до 9,76 млн тонн. Впрочем, у "Северстали" из-за перемонтажа лав "Воркутаугля" и приостановки добычи на PBS Coals в США (сейчас продается канадской Corsa Coal) динамика продаж в первом полугодии была хуже: они сократились на 30%, до 3,58 млн тонн (объемы производства компания не раскрывает).
Олег Петропавловский из БКС полагает, что динамика угольной добычи "Мечела", как и других компаний, в первую очередь зависела от проведения ремонтных работ. Можно предположить, что, массированно проводя их в первом квартале, российские угольщики пытались снизить давление на рынок, говорит господин Петропавловский. Но Андрей Третельников из RMG считает, что снижение добычи угля "Мечелом" может свидетельствовать о сокращении рабочего капитала компании, которая испытывает нехватку средств и зачастую на максимальный срок откладывает расчеты с рядом контрагентов.
На "Мечеле", как и на всех угольных компаниях, сказывается рекордно низкая стоимость угля, отмечают аналитики. В "Мечеле" считают, что "в ближайшие месяцы можно ожидать постепенного восстановления" цен. Сейчас, по словам аналитиков, коксующийся уголь стоит $111 за тонну (на базисе FOB Австралия), и, возможно, рынок действительно "нащупал дно", при котором большая часть производителей становится нерентабельной. Олег Петропавловский из БКС говорит, что во втором полугодии на внутреннем рынке, который был "более премиальным" первые шесть месяцев, возрастет конкуренция, так как у многих компаний есть планы по наращиванию добычи, а металлурги, наоборот, сокращают потребление кокса. На экспортном рынке российские угольщики также встречаются с сильной конкуренцией: при поставках в Азию — с австралийскими компаниями, а при поставках в Европу — с компаниями из Америки, указывает Андрей Третельников.
Но случай с "Мечелом", который до сих пор не может решить проблему урегулирования $8,3 млрд долга, особый, отмечают аналитики. Сейчас компания нежизнеспособна, говорит господин Петропавловский: в 2014 году она может в лучшем случае получить $400 млн EBITDA при сопоставимом объеме капиталовложений и при процентных платежах — на уровне $700 млн. Между тем план спасения "Мечела", утверждения которого помощник президента РФ Андрей Белоусов ожидал еще на прошлой неделе, до сих пор не готов. Вчера источники "Ъ" говорили, что никаких решений не принято, разногласия не сняты и схема не выбрана.