Анатолий Джумайло, Ксения Дементьева
Он вывел из-под залога уже 40,2% акций
Игорь Зюзин, владеющий 67,42% закредитованного "Мечела" (чистый долг — $8,3 млрд), освободил от залога еще 14,35% акций компании. По данным "Ъ", большая часть этого пакета была заложена по кредиту "Уралсиба". Госбанки--кредиторы "Мечела", на которые приходится свыше половины долга, настаивают на его конвертации в капитал компании. Возможно, господин Зюзин высвобождает залоги в попытке защититься от недружественных действий, полагают аналитики.
Основной владелец и председатель совета директоров "Мечела" Игорь Зюзин вывел из-под залога еще 14,35% акций компании из принадлежащего ему пакета в 67,42% акций, сообщила вчера компания. Сейчас в залоге по кредитам бизнесмена осталось 27,22% акций. В апреле господин Зюзин вывел из-под обеспечения по кредиту ВТБ 17,8% акций "Мечела" (см. "Ъ" от 17 апреля).
Источники "Ъ" на банковском рынке говорят, что "большая часть" из высвобожденного пакета в 14,35% была заложена по кредиту "Уралсибу", который Игорь Зюзин "недавно погасил". "Игорь Зюзин, как и "Мечел", выполняет все обязательства перед банком",— подтверждает источник "Ъ", близкий к "Уралсибу". Точный размер заложенного в банке пакета и размер кредита собеседники "Ъ" не называют. "Мечел" на конец 2013 года был должен "Уралсибу" $58 млн. В "Уралсибе" отказались от комментариев, в "Мечеле" не комментируют действия акционеров.
Игорь Зюзин начал привлекать кредиты для выкупа акций "Мечела" у своего партнера Владимира Иориха в 2006 году (он владел 42% компании, часть была продана на рынке). Эксперты оценивали потраченные средства в $1,5 млрд. Кому заложены принадлежащие Игорю Зюзину акции "Мечела", раскрывалось лишь в декабре 2009 года (это были Raiffeisenbank, ВТБ и "Уралсиб"), но структура залогов и размер пакета неоднократно менялись. Один из собеседников "Ъ" на рынке говорит, что "хорошая позиция" по залогу акций "Мечела" у Газпромбанка (ГПБ). Представитель ГПБ вчера на вопросы "Ъ" не ответил.
Чистый долг самого "Мечела" составляет около $8,3 млрд, крупнейшие кредиторы — ГПБ ($2,3 млрд), ВТБ ($1,8 млрд) и Сбербанк ($1,3 млрд). С весны госбанки, правительство и компания пытаются найти схему реструктуризации долгов "Мечела", но до сих пор не могут достичь компромисса.
Источники "Ъ" говорят, что после того, как ВЭБ отказался участвовать в процессе, наиболее приемлемой считается конвертация долга "Мечела" в капитал компании с опционом Игорю Зюзину на выкуп бумаг (у него останется 5% при конвертации долга госбанков). Но, по словам собеседников "Ъ", господин Зюзин не соглашается, предлагая подождать улучшения конъюнктуры на рынках угля.
Андрей Третельников из RMG полагает, что Игорь Зюзин, выводя акции из-под залога, страхуется от недружественного поглощения со стороны основных кредиторов или других возможных интересантов. Сейчас у него свободно от залога свыше 25%, что позволяет заблокировать принятие невыгодных ему решений, если остальные заложенные бумаги перейдут другим лицам, говорит аналитик. Источники "Ъ", знакомые с ситуацией в "Мечеле", в апреле говорили, что при частых падениях котировок акций компании у господина Зюзина возникает "определенная нервозность" и он стремится высвободить бумаги, чтобы избежать необходимости увеличения залога по margin call или потери бумаг. Котировки акций "Мечела" 8 августа достигли исторического минимума, капитализация компании на Московской бирже составляла лишь $450 млн.