![](/images/emp.gif)
Анатолий Джумайло, Егор Попов, Юлия Галлямова
Конфликт вокруг цен на прокат продолжается
Как стало известно "Ъ", несмотря на заявления Минпромторга о подписании соглашений между металлургами и машиностроителями с формулами цен до конца года, на самом деле попытки договориться о компромиссных ценах так и не увенчались успехом. По словам участников рынка, по заключенным контрактам цены выросли на 35-65% относительно конца 2014 года, а ряд соглашений действует всего три месяца или полгода. Автопроизводители и вагоностроители продолжают активно лоббировать пересмотр условий соглашений.
![](/images/emp.gif)
О том, что согласованные с металлургами цены на прокат на этот год не устраивают их клиентов, "Ъ" рассказали источники среди автопроизводителей и вагоностроителей. По мнению собеседников "Ъ" в автопроме, недавно подписанные соглашения "заключены от безысходности, чтобы не остановить заводы", а цены "однозначно очень велики относительно конца 2014 года и выводят производство конечной продукции за границы рентабельности". Уровень индексации цен составил 30-40%, у некоторых автоконцернов по отдельным позициям повышение достигло 60-65%. Источник "Ъ" на железнодорожном рынке подтверждает, что большинство вагоностроителей также недовольны переговорами с металлургами. При этом со многими автопроизводителями и вагоностроителями заключены трехмесячные или полугодовые контракты, далеко не все из которых включают формулу цены.
![](/images/emp.gif)
Эти данные фактически опровергают декларацию главы Минпромторга Дениса Мантурова от 23 марта. Министр тогда заявил, что "абсолютно все производители и в автопроме, и в транспортном машиностроении подписали с металлургами соглашения, естественно, на разных условиях и с формулой цены до конца года". Источник "Ъ", близкий к Минпромторгу, уверяет, что стороны действительно "официально заявили министерству, что достигли договоренностей, но это не исключает недовольства отдельных компаний и менеджеров". "В Минпромторге никогда не говорили, что категорически против роста цен, он только должен быть не взрывным, а экономически оправданным",— добавил источник "Ъ", подчеркнув, что автопром "также повышает цены".
![](/images/emp.gif)
Металлурги в основном придерживаются версии Минпромторга. Финансовый директор ММК Сергей Сулимов еще 20 марта уверял "Ъ", что с автоконцернами заключены "долгосрочные контракты с формулой цены", но детали раскрывать отказался. "Северсталь" заключила "среднесрочные и долгосрочные контракты с основными клиентами из иностранных автопроизводителей, имеющими производство в России и странах СНГ", а с КамАЗом действует двухлетний договор, заключенный в 2014 году, говорит источник "Ъ", знакомый с ситуацией. Автозаводы предпочитают считать ситуацию подвешенной. Опрошенные "Ъ" автопроизводители (АвтоВАЗ, КамАЗ, группа ГАЗ и др.) в основном говорят, что "идут активные переговоры". Представитель крупнейшего клиента ММК среди вагоностроителей НПК "Уралвагонзавод" тоже сообщил "Ъ", что переговоры продолжаются, на предложенный рост цен более чем на 30% компания не соглашается.
![](/images/emp.gif)
Ценовой спор металлургов и машиностроителей разгорелся в конце 2014 года. Первыми на удорожание металла в правительство пожаловались вагоностроители, к ним присоединились автопроизводители и нефтяники (последних не устроило удорожание труб). Металлурги в ответ объясняли, что повышают цену до экспортного паритета из-за девальвации рубля и сами столкнулись с аналогичной ситуацией по закупкам сырья. Позиция Минпромторга и ФАС исходно была гораздо жестче, чем сейчас, и в пользу потребителей. Чиновники грозили металлургам экспортными пошлинами и квотированием поставок. Но в начале марта за них вступился первый вице-премьер Игорь Шувалов, который посчитал, что отрасль должна "в полной мере воспользоваться открывшимися экспортными возможностями". От отрасли интересы металлургов лоббировал в первую очередь владелец "Северстали" и глава НП "Русская сталь" Алексей Мордашов. Ему, по словам источников "Ъ", "зачлось деятельное участие в процессе присоединения России к ВТО".
![](/images/emp.gif)
Николай Сосновский из UBS считает, что машиностроители могли добиться более привлекательных условий, если бы закупали значительно большие объемы металла. Но с учетом падения глобальных цен на сталь на 10-15% с начала года и укрепления рубля к доллару рост внутренних цен на 35-40% "выглядит вполне адекватным". В себестоимости автомобиля, добавляет он, металл занимает менее 10%, поэтому удорожание проката не сильно скажется на конечной цене.