Анатолий Джумайло
Но это может заморозить мировые цены на сырье
Китай, крупнейший потребитель железной руды, на фоне рекордного падения мировых цен уже в апреле может начать субсидировать местных производителей. Сейчас себестоимость добычи руды в КНР в 1,5–2 раза выше рынка, но аналитики расходятся во мнениях, приведут ли субсидии к снижению импорта в Китае. Но господдержка, полагают на рынке, не даст низким ценам подняться, что может ударить по всем производителям руды, кроме «большой четверки» — международных гигантов Rio Tinto, BHP Billiton и других.
Власти КНР в середине апреля могут начать субсидирование местных производителей железной руды, сообщило вчера агентство Bloomberg со ссылкой на Shanghai Securities News (SSC, выпускается Xinhua). Само издание дает информацию от источников в отрасли, Минфин КНР тему не комментирует.
КНР — крупнейший в мире потребитель руды. По данным китайского агентства SteelHome, в 2014 году потребление составило 1,2 млрд тонн, из которых 71% пришлось на импорт. В 2015 году, по февральскому прогнозу SteelHome, импорт может вырасти на 5,4%, до 980 млн тонн, а собственное производство сырой руды — упасть на 10%, до 1,36 млрд тонн (объемы конечной продукции в несколько раз меньше после обогащения).
Источник “Ъ” в отрасли сообщает, что субсидии в Китае могут составить шесть юаней на тонну ($1 по текущему курсу), «этого недостаточно для радикального снижения себестоимости и не позволит развернуть тенденции на рынке — снижение качества запасов, ухудшение содержания железа в добываемой руде, роста конкуренции со стороны низкозатратных импортеров». Сейчас себестоимость добычи в КНР в 1,5–2 раза выше рыночных цен, стоящих на историческом минимуме в $48 за тонну, отмечает он. По информации другого источника “Ъ”, речь идет не о прямом субсидировании, что чревато спорами в ВТО, а о предоставлении налоговых льгот. «Китайские руды бедны, а средняя мощность добычи на предприятиях КНР — около 2 млн тонн в год, что делает себестоимость слишком высокой даже при дешевой рабочей силе — сейчас она достигает $80–88 на тонну»,— соглашается он.
Аналитик китайской Shenhua Futures У Чжили, которого цитирует Bloomberg, полагает, что поддержка КНР может привести к тому, что страна будет меньше нуждаться в импорте, а значит, на рынке увеличится профицит и снова упадут цены. По оценкам источника “Ъ” в отрасли, профицит по итогам 2014 года составлял 30 млн тонн, а по итогам 2015 года может вырасти втрое. Сергей Донской из Societe Generale отмечает, что Китай стабильно наращивает импорт, в последнее время из-за закрытия мощностей под воздействием низких цен (в 2012 году импорт составлял лишь 58 млн тонн). Поэтому субсидии, считает он, скорее всего, пойдут на поддержание производителей в регионах, где важно сохранить рабочие места, что может ограничить дальнейший рост импорта.
Российские владельцы железорудных активов в основном используют руду для выплавки собственной стали либо продают в России. Лишь «Металлоинвест» (70% EBITDA обеспечивает горнорудный сегмент) активно экспортирует руду, но и у него доля продаж в Азию в 2014 году составляла всего 11%. Источник “Ъ” в крупной компании отрасли опасается, что поддержка убыточных компаний КНР поспособствует тому, что период низких цен на сырье затянется. Это выдержат такие гиганты, как Rio Tinto, BHP Billiton, Vale и Fortescue, у которых большой запас прочности, но небольшие по глобальным меркам игроки могут обанкротиться, рассуждает он. «Именно четверка крупнейших производителей руды, не желающая радикально сокращать объемы, сейчас диктует цены на рынке, а Китай может влиять на ситуацию, лишь увеличивая импорт»,— уверен другой источник “Ъ”.
Представители российских металлургов вчера от комментариев отказались. Источник, близкий к одному из них, считает, что критичный уровень цен для большинства производителей — $30–40 за тонну. У «Мечела» себестоимость руды в третьем квартале 2014 года составляла $61 на тонну, у Evraz себестоимость производства во втором полугодии 2014 года была $45 на тонну, у «Северстали» — $42,5, у НЛМК — $12, «Металлоинвест» ее не раскрывает. Если стороннее сырье на долгий срок останется дешевым, акционеры могут задуматься о продаже железорудных активов, считает один из источников “Ъ”.