Юлия Галлямова, Анатолий Джумайло
Теперь на перевозки железной руды и глинозема
ОАО РЖД дало понять, что вслед за угольными компаниями на тарифные послабления могут рассчитывать и экспортеры железной руды, а также практически единственный потребитель глинозема в России "Русал". По данным "Ъ", "Русал" просил ОАО РЖД о максимальной скидке в 12,8% на импортный тариф для глинозема, а НП "Русская сталь" обращалось с предложением об отмене надбавок к экспортным тарифам. Вопрос о скидке на руду обсуждался у вице-премьера Аркадия Дворковича, но решения нет.
ОАО РЖД рассматривает возможность снижения грузового тарифа для железной руды и глинозема, сообщил вчера ТАСС со ссылкой на вице-президента компании Салмана Бабаева. Он объяснил это падением цен на продукцию металлургов на мировом рынке, что привело к росту транспортной составляющей в их себестоимости. Размер скидки господин Бабаев не уточнил.
ОАО РЖД может регулировать величину тарифа в рамках "ценового коридора" — от -12,8% до +13,4%. В конце декабря 2014 года правление монополии применило максимальную надбавку к экспортным грузам, и с учетом индексации железнодорожных тарифов на 10% в 2015 году перевозки на экспорт подорожали сразу на 23,4%. При этом угольным компаниям удалось убедить ОАО РЖД повысить для них экспортный тариф только на 1,4%.
Источники "Ъ" на рынке утверждают, что в случае глинозема речь идет об импортном тарифе. По их данным, ранее "Русал" направил письмо в ОАО РЖД, в котором просил предоставить максимальную скидку в 12,8% на импортируемый глинозем, не претендуя на снижение надбавки в 13,4% на экспорт алюминия. В себестоимости "Русала" на глинозем в 2014 году приходилось 15%, компания закрывает своим глиноземом 75-80% потребностей, но и он в основном импортируется с зарубежных предприятий. В "Русале" подтвердили "Ъ", что такое предложение есть. В 2014 году "Русал" отправил на экспорт порядка 2,6 млн тонн алюминия (общий объем производства — 3,6 млн тонн), а импортировал около 10 млн тонн глинозема. Но перевозка алюминия стоит гораздо дороже, чем глинозема (последний относится к самому дешевому классу грузов). Например, доставка одного вагона алюминия из Красноярска в Находку (5,3 тыс. км) обойдется в 142,8 тыс. руб., а глинозема по маршруту Находка--Красноярск — в 90,2 тыс. руб. Источник "Ъ" на рынке сомневается, что "Русалу" удастся получить от ОАО РЖД скидку в 12,8%, "она будет меньше, иначе экономика монополии будет неочевидна". В ОАО РЖД не комментируют эту тему.
О снижении экспортного тарифа на железную руду просили крупнейшие производители и экспортеры — "Металлоинвест" и Evraz, заявляют источники "Ъ" в отрасли. В компаниях это не комментируют, но источники "Ъ" объясняют, что металлурги обращались с предложениями через НП "Русская сталь", "чтобы представить консолидированную позицию отрасли". В "Русской стали" подтвердили, что 22 января направляли обращение "с предложением об отмене увеличения на 13,4% экспортного тарифа" Салману Бабаеву, вице-премьеру Аркадию Дворковичу, а также руководителям профильных министерств и ведомств. 26 января у Аркадия Дворковича было совещание по этой теме, но никаких решений принято не было, рассказывают в НП.
Ежегодно из России экспортируется свыше 20 млн тонн руды, отмечают в партнерстве, а решение ОАО РЖД "оказывает негативное влияние на конкурентоспособность продукции на мировых рынках". Производители железной руды с 2014 года работают на падающем рынке, год к году цены упали на 60%, до исторического минимума в $48 за тонну (см. "Online" от 9 апреля).
По мнению Андрея Третельникова из RMG, у экспортеров руды сейчас есть веские причины для того, чтобы требовать снижения экспортного тарифа. Если ОАО РЖД не согласится на скидку, то компании могут попросту сократить объем экспорта, что невыгодно монополии, считает он. Что касается "Русала", говорит Андрей Третельников, то возможно, что компания добьется скидки, поскольку обеспечивает перевозку стабильного объема груза.