На минувшей неделе мировую металлургию взбудоражила сенсационная новость о том, что китайская сталелитейная корпорация Baosteel может выдвинуть конкурирующее предложение о приобретении горнодобывающего гиганта Rio Tinto. Генеральный директор Baosteel, которого процитировала одна китайская газета, якобы сообщил, что вероятность этого весьма велика, а сумма сделки может достигнуть и даже превысить 200 млрд. долларов. Ранее руководство Rio Tinto отвергло слияние, предложенное компанией BHP Billiton, так как та оценила ее стоимость “всего” в 138 млрд. долларов.
Сообщение о вступлении в игру китайцев вызвало множество комментариев. По мнению аналитиков, Baosteel в планируемой сделке, скорее всего, представляла бы интересы всех крупнейших компаний металлургической отрасли страны (причем, возможно, относящихся не только к черной, но и к цветной металлургии), а финансирование, очевидно, предоставил бы специальный государственный фонд с капиталом порядка 300-350 млрд. долларов, созданный для скупки минеральных ресурсов за границей.
Однако буквально на следующий день, выждав паузу, глава Baosteel выступил с опровержением, заявив, что его, вроде бы, “не так поняли”, оставив аналитиков гадать: а что это было? В принципе, Китай смог бы найти 200 млрд. долларов на выкуп Rio Tinto, а приобретение этой компании дало бы ему доступ к обширным запасам железной руды, руд ряда цветных металлов — большому числу предприятий цветмета различной специализации. Однако очевидно, что власти Австралии никогда бы не дали своего согласия на эту сделку, чтобы не пустить Китай к природным богатствам страны. Тем не менее, возможно, что “обмолвка” главы Baosteel направлена на срыв слияния Rio Tinto и BHP Billiton, которое угрожает китайцам появлением в Австралии фактического монополиста по железной руде. Сумма в 200 млрд. долларов, названная китайцами, наверняка отложилась в памяти акционеров и менеджмента Rio Tinto, а BHP Billiton, скорее всего не сможет перебить это виртуальное предложение.
Тем временем, корейская компания Posco сделала официальную заявку на почетное второе место в мировом рейтинге производителей стали. Согласно заявлению ее представителей, компания увеличит мощности своего комбината Gwangyang (к слову, крупнейшего металлургического предприятия мира) еще на 650 тыс. тонн, что доведет совокупную производительность компании до 33 млн. тонн в год.
Правда, у японской Nippon Steel, которая в 2007 году выплавит немногим более 32 млн. тонн стали, есть адекватный ответ на этот вызов. Японцы намерены увеличить мощность двух своих заводов на 1 млн. тонн в год для каждого из них. Эти проекты планируется завершить в 2009 году, так что Posco сохранит свое второе место ненадолго, если, конечно, к тому времени не осуществит новое расширение своих мощностей.
Примеру Nippon Steel следуют и другие японские металлургические компании. Так, Sumitomo Steel до 2012 года реконструирует две доменные печи на одном из своих заводов, подняв его производительность на 1,2 млн. тонн в год, а Kobe Steel еще до конца 2007 года добавит 300 тыс. тонн на своем головном предприятии. Кроме того, Kobe Steel подписала меморандум о взаимопонимании с правительством Вьетнама относительно проекта строительства в этой стране завода по выпуску 500 тыс. тонн железных “наггетов” по “фирменной” технологии японской компании.
Транспортно-сырьевой бум Цены на длинномерную продукцию в странах Персидского залива продолжают подниматься. Экспортерам из Турции, СНГ и других стран вполне удались намеченные ими повышения, что вывело стоимость стальной продукции и полуфабрикатов в регионе на рекордную высоту.
Так, стоимость заготовок при поставках в государства Залива в январе-феврале подскочила в начале декабря до 600-620 долларов за тонну C&F при ориентировочной стоимости 60-65 долларов за тонну из Турции и 80 долларов за тонну и более — с черноморских портов России и Украины. Турецкая арматура предлагается по 660-670 долларов за тонну C&F, а российская достигает 650 долларов за тонну C&F. Стоимость катанки от основных производителей составляет 635-655 долларов за тонну C&F.
Аналогичные процессы происходят и в Восточной Азии. Заготовка из Китая и СНГ подорожала в Юго-Восточной Азии до 610-620 долларов за тонну C&F, а тайванским компаниям предлагают импортные полуфабрикаты даже по 630 долларов за тонну C&F. Стоимость китайской арматуры при поставках в Корею достигла 640-650 долларов за тонну C&F, но это — самое выгодное предложение в регионе, поскольку тайванские производители запрашивают 660 долларов за тонну C&F и больше.
Обычно такой подъем цен, сопровождаемый активным спросом, говорит о наступлении строительного бума, но в этот раз резкое подорожание конструкционной стали, похоже, вызвано иными причинами. Прежде всего это рост цен на сырье — железную руду и металлолом. Китайские компании, чтобы покрыть затраты, продают заготовки на внутреннем рынке по 565-580 долларов за тонну ex-works, что представляет собой беспрецедентно высокий уровень, даже если принять во внимание выросший за последнее время курс юаня по отношению к доллару. Вторая из важнейших причин заключается в резком увеличении тарифов на фрахт в течение 2007 года. При этом специалисты предупреждают, что дефицит тоннажа не удастся ликвидировать и в 2008 году, а, значит, ставки по-прежнему будут высокими. Наконец, многие потребители, играя на понижение, отказывались от существенных закупок проката. В итоге их запасы оскудели, и теперь их приходится пополнять, платя втридорога.
На рынке листовой стали таких бурных событий уже давно не происходит. Цены постепенно увеличиваются в Азии и США, европейский рынок пока стабилизировался после спада в конце ноября. Стоимость горячекатаных рулонов производства СНГ в декабре практически не отличается от ноябрьской и составляет около 550-600 долларов за тонну FOB, холоднокатаные рулоны на экспорт котируются, примерно, по 650-700 долларов за тонну FOB.
Ведущие производители плоского проката во всех регионах мира планируют в первом или, в худшем случае, во втором квартале довольно серьезное повышение цен, чтобы компенсировать ожидаемый рост затрат на сырье. Однако не факт, что им удастся полностью выполнить свои планы. Например, бразильские производители слябов полагают, что в январе их продукция подорожает не более чем на 10-25 долларов за тонну — до около 500-520 долларов за тонну FOB. Собственно, для потребителей цены могут возрасти и на большую величину, но разницу “съест” рост расходов на доставку.
За закрытыми дверями Компания CVRD, крупнейший производитель железной руды в мире, официально объявила о начале переговоров о ценах на ЖРС в 2008/2009 финансовом году. Хотя первые встречи между представителями бразильской компании и ее китайскими клиентами состоялись еще в конце ноября, ни одна из сторон еще не назвала во всеуслышание ни одной цифры, характеризующей масштабы будущего повышения.
Правда, нельзя сказать, что аналитики, следящие за ходом этих переговоров, так уж страдают от неведения относительно положения дел. По общему мнению, окончательная цена, скорее всего, будет где-то на 30-50% выше, чем та, что будет действовать до 31 марта будущего года. В том, что руда подорожает не менее чем на треть, практически не сомневаются даже китайские эксперты, хотя представители корпорации Baosteel , ведущей переговоры от лица всей металлургической отрасли страны, пока хранят полное молчание.
Однако, наверное, следует не забывать о том, что реальный рост цен на сырье в 2008 году будет несколько выше тех цифр, о которых договорятся экспортеры и импортеры руды. По мнению экспертов, тарифы на фрахт, в конце осени несколько отступившие от максимальных значений октября — начала ноября, в 2008 году снова пойдут вверх и в середине года достигнут рекордного уровня.
В этой ситуации поставщикам и потребителям железорудного сырья как нельзя важна минимизация затрат. Сырьевые предприятия все сильнее тяготеют либо к районам с дешевой рудой, либо к дешевой энергии. Так, в странах Персидского залива до 2010 года планируется построить предприятия по выпуску окатышей либо восстановленного железа (DRI) совокупной мощностью около 20 млн. тонн в год. Размещение этих заводов именно там обусловлено наличием дешевого природного газа. В то же время аналогичные проекты на восточном побережье Китая, похоже, затормозились.
На внутреннем рынке КНР железная руда тем временем продолжает медленно подниматься, а вот металлолом немного сбавил в цене, так что разрыв между стоимостью этого материала внутри страны и при импорте снова увеличился. Китайские компании в последнее время приобретают металлолом максимум по 350 долларов за тонну с доставкой, тогда как стоимость материала HMS № 1 в Восточной Азии достигла 370-380 долларов за тонну C & F. На аналогичный уровень выходят и цены в Турции, причем, как и в отношении заготовок и готового проката это подорожание вызвано не только расширением спроса со стороны местных металлургических компаний, но и увеличением затрат на транспортировку.