Анатолий Джумайло
Но сохранит дивиденды акционерам
ГМК "Норильский никель", столкнувшаяся с серьезным падением цен на никель, медь и другие металлы, корректирует инвестпрограмму и ищет возможности снижения затрат. За счет этого ГМК хочет в ближайшие годы сэкономить свыше $500 млн. Но менять щедрую дивидендную политику, предполагающую годовые выплаты не менее $2 млрд до 2018 года, акционеры ГМК, по данным "Ъ", пока не планируют.
ГМК "Норильский никель" готовит программу "дополнительной оптимизации" в условиях плохой ценовой конъюнктуры по основным металлам компании, рассказал исполнительный директор ГМК Павел Федоров. "Сегодняшние цены ниже себестоимости 60% компаний отрасли, это худшие цены за 17 лет",— отметил он. По словам топ-менеджера, это "серьезный вызов" для отрасли и "Норникеля", поскольку "быстрого возврата к привычному уровню цен не будет". Никель подешевел с начала года на 35%, до $9,8 тыс. за тонну, медь — на 21%, до $5 тыс. за тонну. Основной причиной плохой конъюнктуры в ГМК считают ухудшение экономики Китая (половина потребления биржевых металлов), добавляя, что высоки запасы на Лондонской и Шанхайской биржах (около 450 тыс. тонн никеля на каждой).
По словам Павла Федорова, оптимизация не коснется "первоклассных активов" и Талнахской обогатительной фабрики в Заполярном филиале (предполагалось ее расширить с 7,7 млн до 10,2 млн тонн никелевого концентрата в год), коллективного трудового договора и программ по экологии Норильска, но "все остальное подлежит ревизии". У ГМК есть "перспективные инвестпроекты", например, Масловское полиметаллическое месторождение, но инвестрешений по ним не будет (возможно финансирование проектно-изыскательских работ). Исключение — Быстринский ГОК, который "Норникель" планирует реализовать за счет проектного финансирования (в июле ВЭБ одобрил дочерней компании ГМК — ООО "ГРК "Быстринское"" — восьмилетний кредит на 5,4 млрд юаней, или около $900 млн, ВТБ выразил готовность инвестировать при получении доли).
ГМК хочет сократить административно-управленческие и операционные затраты, по ряду статей — до 10%. Денежный эффект в "Норникеле" пока конкретизировать не готовы, но Павел Федоров отметил, что "только за счет замораживания не работающих в текущей конъюнктуре инвестпроектов компания сэкономит до $500 млн" в течение трех-четырех лет, а меры по повышению операционной эффективности дадут эффект в "сотни миллионов долларов".
Как повлияет ценовая конъюнктура на дивиденды (до 2018 года — выплата половины EBITDA, но не менее $2 млрд в год, после — 50% от EBITDA), в ГМК не говорят. В "Интерросе" Владимира Потанина (30,3% ГМК), "Русале" Олега Дерипаски (27,8%) и Millhouse Романа Абрамовича (у Crispian Investments Ltd. господина Абрамовича и Александра Абрамова — 5,87%) это не комментируют. Но источники "Ъ", близкие к акционерам, уверяют, что планов по корректировке дивидендной политики нет. Также, по их словам, акционеры довольны гендиректором ГМК Владимиром Потаниным, а он "увлечен процессом, поэтому, скорее всего, продолжит возглавлять компанию (по договоренностям акционеров в декабре 2012 года он должен был быть гендиректором не менее трех лет).
Олег Петропавловский из БКС напоминает, что по соглашению акционеров дивиденды "Норникеля" за 2015 год могут быть снижены на 20% с условием доплаты этой суммы к дивидендам за 2016 год. Но EBITDA ГМК за 2015 год должна составить не менее $4 млрд, и формально компания сможет исполнить обязательства перед акционерами, указывает он.