Анатолий Джумайло, Дмитрий Козлов
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) ввела пошлины на импорт ферросиликомарганца и стальных труб c Украины. От этого могут пострадать не только украинские "Приват" и "Интерпайп", но и российские потребители, прежде всего металлурги,— они опасаются срыва поставок ФСМ и роста цен.
Коллегия ЕЭК 2 июня одобрила введение антидемпинговых пошлин на пять лет на поставки украинского ферросиликомарганца (ФСМ, добавка в сталь) и продлила пошлины на импорт украинских стальных труб, рассказали источники "Ъ" в отрасли и подтвердили в ЕЭК. Пошлины на ФСМ составят 26,35%, затронут Никопольский, Запорожский и Стахановский заводы ферросплавов группы "Приват" Игоря Коломойского, которые в 2014 году поставили в РФ сырье на $200 млн. Продленные пошлины на трубы составляют 18,9-37,8%, основной украинский экспортер в страны ЕАЭС — это "Интерпайп" Виктора Пинчука. Всего импорт этих видов труб в РФ в 2014 году составил около $180 млн. Меры вступят в силу в июле.
ЕЭК начала расследование по ФСМ в декабре 2014 года, его инициировал крупнейший производитель ферросплавов в РФ Челябинский электрометаллургический комбинат (ЧЭМК, входит в группу "Ариант" Александра Аристова и Юрия Антипова). Осенью 2015 года ЕЭК в предварительном докладе сочла возможным ввести пошлину. Украина — крупнейший экспортер ФСМ в страны ЕАЭС и Россию. В 2014 году импорт ФСМ в Россию составил 289,7 тыс. тонн, из которых 174 тыс. тонн пришлось на Украину, 84,9 тыс. тонн — на Казахстан. В 2015 году импорт ФСМ c Украины составил 130 тыс. тонн.
По словам источников "Ъ" в отрасли, несколько российских и белорусских потребителей опасаются дефицита сырья из-за пошлины, срыва поставок и повышения цен. Один из собеседников "Ъ" отмечает, что трубники заняли нейтральную позицию: у них небольшие объемы закупок ФСМ, а также "имела место сложная история взаимоотношений с представителями Казахстана в ЕЭК". Казахстан, где крупным работодателем выступает ArcelorMittal, долго блокировал введение пошлин на импорт украинских прутков, выпускаемых украинским заводом ArcelorMittal. В этом году Казахстан согласился на введение пошлины на прутки, но если бы трубники РФ выступили против пошлин на украинский ФСМ, от чего выигрывают и казахские ферросплавщики, Астана могла бы заблокировать продление пошлин на трубы.
По данным ЧЭМК, доля ФСМ в себестоимости стали составляет менее 1%. Собеседник "Ъ" среди металлургов говорит, что она выше — до 2%, и это много для сырья, если сравнить с тем, что 5-6% себестоимости составляют затраты на ремонт многочисленных активов компаний. По словам гендиректора ЧЭМК Павла Ходоровского, введение пошлин "восстановит условия справедливой конкуренции на рынке ЕАЭС, позволит ферросплавным предприятиям союза увеличить объемы производства и выйти на более высокую загрузку мощностей, что приведет к снижению себестоимости и росту рентабельности". Сейчас из мощностей по ФСМ в ЕАЭС на 644 тыс. тонн простаивают около 45%, по данным ЧЭМК. Большинство металлургов РФ отказались от комментариев либо не ответили на запросы "Ъ". В ЧЭМК говорят, что на совещании в ЕЭК 12 мая крупнейшие потребители сырья Evraz, "Северсталь", ТМК и ОМК сказали, что "не видят негативных последствий" от меры. Но, например, Evraz вообще не закупает ФСМ на Украине, отмечает источник "Ъ" на рынке. В ОМК и ТМК вчера сказали, что с учетом "доказанного факта демпинга необходимо использовать единый подход в торговой защите от недобросовестных поставщиков из третьих стран". ОМК закупала ФСМ как на Украине, так и в РФ, и надеется на "продолжение конструктивного сотрудничества с российским производителем". В ТМК говорят, что есть альтернативные поставщики ФСМ "на рынке третьих стран и ЕАЭС". "Снижение конкуренции всегда чревато проблемами",— опасается источник "Ъ" среди металлургов, указывая, что у российских производителей нет своей сырьевой базы.